Статья известного эксперта США Томаса Делори.
Недавний анонс новой стодолларовой купюры заставляет нас задуматься о том, какими непривлекательными являются существующие банкноты, и какими потрясающе прекрасными банкнотами были крупные бумажные деньги до 1928 года. Возможно, эта тема станет материалом для будущей статьи – а пока давайте рассмотрим десять самых красивых монет США.
Составить этот список было нелёгкой задачей, так как критерии красоты всегда субъективны и, можно не сомневаться, что некоторые монеты из моего списка не вошли бы в ваш список и наоборот. Также некоторые американские монеты обладают одной очень красивой стороной, в то время как другая не настолько хороша..
Первая монета, которую я поместил в этот топ – MCMVII (1907), 20 долларовая монета с «ультравысоким» рельефом, выполненная Августом Сент-Гауденом. И «обычные» высокорельефные монеты прекрасно вошли бы в мой список, и даже простые монеты низко-рельефные монеты, выпускавшиеся с 1907 по 1933 год намного лучше любых монет из тех, что производятся сегодня.
Гордо стоящая фигура Свободы в антично-греческом стиле и великолепный парящий орел, как будто слетевший с небес Америки, сочетает в себе классическую красоту Старого Света с естеством Нового Света. Создание монеты с таким выдающимся рельефом было так же потрясающе бессмысленно с практической точки зрения, как создание подковы для блохи, но это неважно. Монета бесспорно оправдывает свое существование одним своим обликом.
Вторая монета, выбранная мной для списка - MCMXV (1915)-S Панамо-Тихоокеанский 50 долларовый памятный «слизняк», от дизайнера Роберта Атикена, в любом формате. Я правда предпочитаю вариант с восьмиугольной формой, он также включает восемь маленьких дельфинов (нет не северных оленей) по краям в «лучах». Монета вызывает ощущение древних дней, когда дельфины украшали древние монеты Коринфской греческой колонии Сиракузы, что на Сицилии. При этом, круглый формат позволяет увеличить ключевой для монеты центральный образ Минервы в композитном шлеме – традиционный тип шлема на монетах Коринфа, который в свою очередь заимствован у монет «нового стиля» Афин второго столетия до Н.Э.
На реверсе изображена естественно-выглядящая американская сова, сидящая на сосновой ветке с шишками – смотрится гораздо лучше более «высокопарной» совы Древних Афин (хотя очевидно - она вдохновляла автора). Так же как и 20$ Сент-Гаудена, «Панамо-Тихоокеанский» 50$ сочетает классическое искусство Старого Света с жизненной силой Нового. В результате получается чистая красота.
Моим третьим выбором стал памятный полтинник «Орегонский Путь», чеканившийся с перерывами между 1926 и 1939 годами. На обверсе монета изображает семью пионеров, путешествующих на фургоне, которая уезжает в закат, в то время как на реверсе с монеты на вас смотрит трагично-печальный индеец, грустно поднимающий руку, словно пытаясь сказать «Стой!». Хотя этот дизайн трудно назвать идеальным, искусное исполнение рельефа, созданного вместе Джеймсом и Лаурой Фрейзер, превосходит любую другую американскую монету.
Четвертая монета – пятицентовая Индейская Голова/Американский Бизон, или «Никелька Буйвола», выпускалась с 1913 по 1938 год, и автором ее дизайна был тоже Джеймс Фрейзер. Хотя у рельефа монета изначально был недостаток, заключавшийся в том, что место для указания даты и минта чеканки было выбрано неудачно, что приводило к преждевременному стиранию символов на монете. Однако сам облик монет перевешивает все недостатки – два мощных символа настоящей Западно-Американской жизни, которая почти уничтожена «Западной Цивилизацией». То, что Джеймс Б. Лонгарц пытался сделать, «надевая» на кавказских женщин индейские головные уборы в 1950-х, чтобы воссоздать первозданный американский дух, наконец, удалось Джеймсу Фрейзеру в 1913 году.
Пятой монетой в списке стала серебряный доллар Сидящая Свобода/Летящий Орел 1836-39 годов и в частности перечеканенный выпуск, сочетавший Беззвездный аверс 1936 года с Беззвездным реверсом 1838-39. Я долго думал, что американские монеты слишком перегружены деталями, и Беззвездный аверс 1936 года освежил стереотипный облик всех монет американских золотых и серебряных монет 1797-1933 года с неизменными 13-ю звездами.
Изображение Свободы, использовавшееся для аверса в 1936-39 гг.-х куда более утончённее, по сравнению с перерисованным в 1840-73 годах, и, на мой взгляд, более эстетичное. А парящий орел на реверсе является лучшим изображением национального символа Америки из всех вариантов на всех американских монетах. Этот же орел впоследствии использовался снова на центе Летящего Орла 1856-58 годов и Сент. Гауден взял чуть измененную версию для реверса своей 20 долларовой монеты. Как сообщается, на момент своей смерти, он планировал использовать эту обновленную версию для очередного нового дизайна цента Летящего Орла.
Шестую позицию в моем списке совместно занимают $2-1/2 и $5 монеты Индейской Головы. На обеих монетах использовался один и тот же дизайн Беллы Лайон. Голова выглядит одновременно уверенно твердо и художественно точно, в то время как впалый рельеф смотрится приятно необычно от других американских монет. Единственный недостаток этих монет в том, что их общий дизайн реверса, в духе монет Птолемейского Египта, был прямо скопирован с Индейской $10 монеты, о которую мы сейчас представим:
И эта монета стала моим седьмым выбором – десятидолларовая Индейская Голова от Сент. Гаудена, выпускалась с 1907 по 1933. Это очень привлекательная монета, но она оказалась в нижней части моего списка, потому что повторяет ошибку Лонгарца, помещая на монету кавказскую женщину в индейском головном уборе (технически это лицо статуи греческой богини Ники Пергамской). В сочетании с остальными элементами внешний вид монеты производит впечатление, что, конечно же, свидетельствует о значительном таланте Сент-Гаудена, но некоторое отсутствие оригинальности опускает монету в моих глазах.
Восьмая монета – полтинник Шагающая Свобода 1916-47, выполненный Адольфом А. Вейманом, который создал вышеупомянутую десятицентовую Крылатую Свободу (дайм Меркурия). На аверсе расположено сильное изображение Мисс Свободы, прикрывающейся американским флагом и шагающей на фоне восхода солнца.
Считается, что эта монета символизировала неизбежное грядущее вступление Америки в бушующую в Европе войну, откуда и приходит восход солнца, и очень реалистично поднятые крылья орла означали провозглашаемую «готовность» - популярный слоган сторонников интервенции. Однако в первый раз с 1797 года орел на полтиннике не сжимает стрелы войны, что возможно выражает надежду на мир. В любом случае вне зависимости от реальных смыслов изображений на монете она, безусловно, является прекрасным произведением искусства.
Предпоследнее место достается Беззвездной золотой монете $2-1/2 1796 года Роберта Скотта, вновь благодаря лаконичному, «миниатюрному» дизайну аверса, хоть реверс и выглядит немного перенасыщено. Золотая Голова в Тюрбане периода 1795-1807 годов помогла определить американским чеканщикам монет свое место, свой стиль, отличавшийся от Британских и Испанских колониальных монет, которых они постепенно заменяли.
Десятидолларовая золотая монета с тем же дизайном аверса, вместе с первым его собственным реверсом (так называемым Маленьким Орлом, сидящим на пальмовой ветви и держащим оливковый венок в клюве) также довольно привлекательна благодаря широкому полю, лишь частично заполненному буквами и звездами. Благодаря этому именно она завершает мой список.
Дизайн реверса похож на тот, что можно увидеть на посмертном динаре Марка Аврелия, выпускавшегося его сыном Коммодом в 180 году н.э. , хотя и не копирует его полностью.
На мой взгляд, последующий реверс Геральдического Орла был шагом назад с точки зрения эстетики.
Наконец вне списка, но в тоже время достойная упоминания монета, хотя и нарушающая мое собственное правило, что монета должна иметь художественную ценность с обеих сторон, идет серебряный образцовый доллар 1876 года, известный как Джадд-1457, (Энциклопедия «Мир Монет» Е.1442 и Поллок-1606). Дизайном аверса я долгое время мог восхищаться только на фотографиях, и когда я, наконец, смог заполучить два образца прошлым летом благодаря моему другу-коллекционеру Дэвиду Новосельскому я убедился в том, что объективы камер не лгали.
Монета показывает голову Свободы, иногда называемую «головой Морячки» за ленточки на волосах Мисс Свободы, которые походят на ленты классических бескозырок британских моряков, находящуюся в совершенно пустом поле, если не считать даты. Монета была создана главным гравером британского происхождения Вильямом Барбером, который использовал несколько слегка различающихся вариаций этой головы в своих шаблонах в 1870-х. Однако только Джадд-1457 и Джадд-1458 (и 1458а) в одних и тех же пропорциях меди отражают лаконичность, которую я нахожу навязчиво красивой. Вы можете соглашаться или нет, в зависимости от того что говорят вам ваши чувства.