Голландские корабли на рейде Текселя/ Людольф Бахуизен, 1761
С тех пор, как люди построили лодки, вокруг Шетландских островов произошло множество кораблекрушений. Их останки море выбрасывало на берег на пользу местным жителям, но немалую часть оставило себе и хранит на труднодоступной глубине.
Долгие времена на основном маршруте из Северной Европы в Атлантику корабли огибали север Великобритании через так называемые Шхеры - низменные и самые восточные острова архипелага. Они представляли особую опасность для путешествия. В непогоду суда тонули, разбиваясь о скалы. Иногда поисковым командам удавалось спасти перевозимые сокровища, но многое оставалось забытым, и казалось, кануло в лету пока не был изобретен акваланг.
Мой рассказ о голландском торговом паруснике «Де Лифде» (нид. De Liefde – «Любовь») ставшем очередной жертвой шетландских рифов. Всего по заказу Голландсой Ост-Индской компании (на старом голландском языке: Vereenigde Oostindische Compagnie или VOC) с таким поэтическим названием De Liefde было в разные времена построено три корабля. Первые два ранее также были потеряны в океанах, в Японии в 1600 году и у побережья Южной Африки в 1668 году.
Третье торговое судно De Liefde было заложено на верфи компании в Амстердаме в 1698 году. Корабль был построен по стандартным размерам 166 (английских) футов (50 м) в длину и шириной в 44 фута (13 м). Грузоподъемность была зарегистрирована как 250 ластенов (около 500 тонн). Было установлено сорок орудий: десять железных 2-фунтовых, две бронзовые 8-фунтовые, восемнадцать железных 12-фунтовых и десять меньших орудий (некоторые из них поворотные). Два бронзовых орудия, вероятно, были установлены под полупалубой рядом с компасом, так как это было обычной практикой VOC.
Голландская бронзовая однофунтовая пушка, конец 1600-х - начало 1700-х годов.
Такие ост-индские корабли в Голландии назывались шпигельретурами (Spiegelretourschip). Корабль совершил три успешных рейса в Ост-Индию между 1701 и 1710 годами. В конце октября 1711 года «Любовь» отправилась в свой четвертый и последний рейс в Батавию (совр. г. Джакарта на о-ве Ява) Де Лифде покинул Амстердам под командованием капитана Мейкенса Баренда с экипажем в 300 человек, включая сотню солдат. Вскоре Корабль встал на якорь у острова Тексель, где принял основной груз, самой ценной частью которого были 227 000 гульденов в мешках, а также 1800 серебряных дукатонов и золотых дукатов.
Рейд «Rede van Texel», был расположен в юго-восточной части побережья острова. С пятнадцатого до начала девятнадцатого века он был очень важен для судоходства в заливе Зейдер-Зе. На рейде корабли ждали попутного ветра для выхода в море и брали на борт провизию и воду и собирались в большие конвои. Рейд также служил перевалочным пунктом для кораблей, осадка которых была слишком велика в загруженном состоянии для отмелей у Амстердама. Тяжелые грузы доставляли для этих кораблей на мелководных баржах.
На острове, помимо прочего, хранились провизия и питьевая вода, причем вода долгое время поступала из «сиротских колодцев» (Wezenputten).
Этот колодец на Текселе, сданный в аренду приюту в Ден-Бурге, приносил доход, снабжая питьевой водой корабли в гавани «Аудешильд». Офорт и гравировка Roelofswaert, M., Delft
Вода из двух монументальных колодцев на Текселе была коричнево-красного цвета т.к. содержала много железа и поэтому имела более длительный срок хранения. что было важно для кораблей, не имевших других источников питьевой воды вплоть до мыса Доброй Надежды, где запасы пресной воды можно было пополнить в Столовой бухте. Бочки с водой из Везенпуттена доставлялись к дамбе на небольших лодках через канал Скилслоот. В 1795 году Скилслут был продлен до гавани, так что бочки больше не нужно было поднимать над дамбой. Иногда члены экипажей могли высадиться в рыбацкой гавани Аудешильд и провести несколько ночей в гостиницах в ожидании плавания. В семнадцатом веке на рейде иногда одновременно стояли сотни кораблей, составляя значительный источник дохода для муниципалитета Тексель.
Маршрут, которым корабли Ост-Индской компании двигались в Атлантику, огибая северную Англию.
3 ноября эскадра из нескольких голландских торговых кораблей дождавшись попутного ветра отправилась в Северное море. Этот маршрут в Атлантику был длиннее, но его было легче пройти, чем через пролив Ла-Манш, изобилующий многочисленными врагами. В 1711 году бушевала война за испанское наследство, и суда голландцев систематически перехватывались французскими каперами. К тому же встречный зимний ветер, господствующий в проливе, грозил неприятностями. Конвой искал путей чтобы избежать этой блокады. Стремясь уклониться от встречи с пиратами, моряки попали в сильный шторм. 7 ноября, корабль отнесло к скалам внешнего острова Мио-Несс в Внешних шхерах Шетландских островов. В тот день ветер разметал флотилию и море поглотило не менее семи кораблей. Обстоятельства гибели шпигельретура De Liefde остаются неясными. Из 300 пассажиров выжил только один - дозорный на фок-мачте. При столкновении парусника с рифом моряк каким-то образом не был увлечен течением и вплавь добрался до укромной бухты меж острых скал.
На следующее утро, в воскресенье, единственный островитянин, не пришедший в церковь, оглядывая западное побережье увидел выжившего беднягу, бродившего по холмам. Этот потерпевший кораблекрушение человек, чье имя осталось не известно, жил в местной семье около года, прежде чем его вернули домой.
Новости о катастрофе достигли Административного суда VOC с депешей из Леруика (столица архипелага). Амстердамская палата сообщила: «Из писем, полученных из Лаарвейка (Леруик), в Хитланде (Шетландские острова) 17 и 29 декабря прошлого года, мы узнали, что корабли Компании, покинувшие Тексель 3 ноября, попали в сильный шторм у Хитланда, в результате чего один из них, Де Лифде, потерпел кораблекрушение во время плавания на рифе под названием Миони (Мио-Несс). Как только в компании VOC получили весть о крушении, была предпринята первая попытка спасения затонувших сокровищ. В 1712 году Компания снарядила два небольших поисковых судна: Arent и Otter. Однако им удалось достичь очень скромных результатов, возможно, потому что местные жители уже собрали легкодоступные остатки кораблекрушения.
Карты Google Планета Земля и британская карта 17 века. Очевидно сильное искажение контуров побережья. Ориентироваться было очень не просто.
Внешние шхеры Шетландских островов, мыс Мио Несс, место гибели «Де Лифде».
Компания продолжала искать возможности подъема пропавших грузов на небольших глубинах. Начиналась эра водолазных работ и наблюдался повышенный интерес к дайвингу и распространению новых конструкций оборудования для погружения. В первой половине восемнадцатого века несколько водолазов использовали аппараты типа «бочка/колокол» для подъема товаров и сокровищ со дна моря. Одним из них был Джейкоб Роу из Лондона, многогранный человек: капитан дальнего плавания, инженер, изобретатель, писатель и автор трактата подробно описывающего, устройство аппарата и опыт его использования. В 2000 году Историческое Общество водолазного дела опубликовало его книгу: «Демонстрация Ныряющей Машины». Эта книга дает представление о большой целеустремленности и решимости Джейкоба Роу и фантастическим образом показывает, как люди того времени самоотверженно работали на затонувших кораблях, таких как De Liefde, Vansittart, El Gran Grifon, Adelaar и многих других. Теперь Роу помнят именно как ныряльщика.
«Демонстрация Ныряющей Машины»
В период с 1729 по 1735 годы Джейкоб Роу, а затем его последователь капитан Уильям Ирвин проводили водолазные работы на месте крушения Де Лифде по контракту с VOC. Они использовали первые водолазные камеры, описанные в трактате. Машина представляла собой усеченный сосуд из латуни, в котором ныряльщик лежал ничком. Руки его торчали сквозь запаянные рукава из меди и кожи, и он смотрел в маленькое стеклянное окошко, которое ему приходилось вытирать носом от конденсата при дыхании. Свинцовый балласт для создания слабой отрицательной плавучести был закреплен под аппаратом, подвешенном на веревках к плавучей базе. Водолаза можно было опускать и поднимать с помощью блочного подъемника относительно небольшими усилиями, и это позволяло время от вдувать свежий воздух с помощью мехов. При благоприятных условиях получалось несколько часов подводной работы с регулярным пополнением запасов воздуха. Для рук не было предусмотрено никакой защиты, и полный перепад между атмосферным давлением внутри и давлением воды снаружи сдавливал плечи водолаза в том месте, где они выходили из рукавов. Это, естественно, увеличивалось с глубиной.
Даже на довольно скромных глубинах эти ощущения были неприятными и дезориентирующими, однако известно, что такие устройства успешно работали на глубине до 10 морских саженей (18 м). Это было близко к физиологическим пределам дайвера. У капитана Ирвина, который нырял после Роу, на глубине 11 морских саженей сильно свело руки и когда он осмелился опуститься на две сажени ниже, чтобы поднять комок со слипшимися монетами, кровообращение у него было настолько нарушено, что после погружения он был вынужден лежать в постели шесть недель сильно страдая. Другой ныряльщик умер, достигнув глубины в 14 морских саженей.
Документально неизвестно, что именно было найдено в этих экспедициях первого периода. «Лондонские ныряльщики» работали на участках крушений Кеннемерланд и де Лифде и, как говорят, извлекли более 2000 серебряных монет.
В начале 19 века бури принесли на скалы Мио-Несс монеты, найденные местными жителями. Эти явления продолжали намекать на присутствие неиссякаемых сокровищ Де Лифде.
Открытие места крушения в ХХ веке.
Прошло полтора века, прежде чем они снова явились на свет. В мае 1964 года место погребения разбитой «Любви» был заново открыто в Внешних шхерах Шетландских Островов. Это произошло во время испытаний новейшей системы поиска мин и обнаружения полезных ископаемых, установленной на минном тральщике HMS Shoulton. Эрик Джайлз, братья Джон и Питер Бэннон, водолазы Королевского военно-морского флота обнаружили неподалеку от мыса Мио Несс острова Хаусай остатки затонувшего корабля DE LEIFDE. Они лежат в расщелине, называемой Дрегинг-Геос, к югу от Балламас-Гео. Было установлено, что артефакты затонувшего корабля рассредоточены на большом участке, по форме напоминающем «моллюска» в сужающемся овраге, заваленном галькой и валунами, на глубине 14 метров. Известно о находках чугунной пушки и неизвестном количестве серебряных дукатонов. Две найденные ими серебряные монеты были подарены музею в Леруике, они были установлены в деревянном ящике с крышкой из плексигласа, а сбоку была медная табличка с надписью «Серебряные дукатоны, обнаруженные водолазами с корабля HMS Shoulton в непосредственной близости от пушки, во время поиска на морском дне».
Минный тральщик М1182 HMS Shoulton
В августе 1965 года братья Джон и Питер Бэнноны первыми обнаружившие место крушения организовали короткую поисковую экспедицию на побережье. Операциями предложили руководить лейтенанту Алану Баксу. Погружение длилось четыре дня, и всего с морского дна было извлечено около 70 предметов. Первые серебряные монеты были найдены под камнями на глубине не менее 50 футов.
Воодушевленные удачным началом братья составили планы по проведению более масштабных подводных раскопок в следующем году.
Последующая экспедиция команды уже из четырнадцати человек, проработала в течение десяти дней в сентябре 1966 года, и смогла собрать около 100 монет и некоторые другие материалы, в том числе несколько пушечных ядер в очень хорошем состоянии. Большинство монет представляли собой серебряные дукатоны, отчеканенные в Нидерландах в начале 1700-х годов и ранее. Также были обнаружены четыре золотые монеты того же периода. Дальнейшим поискам мешали крупные обломки. Место подводного раскопа было завалено камнями, осыпавшимися с вышерасположенной гряды скал. Это вселяло некоторую надежду, что остов корабля или корабельные доски и другие материалы могут располагаться глубже основной предполагаемой группы артефактов.
В 1967 году последующая экспедиция Королевского флота занялась удалением больших валунов на раскопе. В 1966-1968 годах основной интересующий район («Серебряный овраг») был обследован фотограмметрическим методом И. Моррисоном. Благодаря этим усилиям стало понятно, что артефакты в процессе столетий были «забетонированы» в толстой черной сульфидной матрице, которая образовала корку толщиной около 30 мм поперек оврага. В том же 1967 году братья Бэннон создали компанию с ограниченной ответственностью, зарегистрированную под названием Scientific Survey and Location Ltd (SSL). Они получили согласие/концессию правительства Нидерландов на поиски при условии возвращения части находок из места крушения. Куски бетонной матрицы были разделены небольшими зарядами взрывчатки.
Натуральный конгломерат из монет в сульфидной матрице, содержащий один голландский золотой дукат (Утрехт, 1711 г.) и четыре серебряных дукатона.
«Scientific Surveys Ltd» использовала воздушный понтон и смогла добыть множество различных мелких артефактов. Среди них были найдены фрагменты глиняных трубок и бутылок из зеленого стекла с квадратным дном и характерными оловянными крышками, оловянные ложки различных видов и несколько небольших неглубоких тарелок, множество ручек из дерева, рога и прессованной кости, а также различные мелкие предметы, в том числе наперстки, пуговицы, булавки, пряжки, бусы, мебельная фурнитура, гвозди и навесные замки. Керамика представлена черепками изысканной голландской (Дельфтской) фаянсовой посуды с оловянной глазурью. Предметы из хрупких материалов в целом были в хорошем состоянии, но вступив в контакт с воздухом могли быть нестабильны. Для этого они были сданы на хранение в музей округа на Шетландских островах, где прошли консервацию. Главным успехом экспедиции стал сундук, содержащий около 3000 практически «новых» монет датированных 1711 годом. В общей сложности получилось найти 4320 серебряных монет и несколько золотых дукатов.
Один серебряный дукатон был преподнесен в подарок королеве Великобритании компанией Scientific Survey and Location Ltd в 1968 году и в настоящее время находится в Королевской коллекции (Royal Collection Trust) под инвентарным номером RCIN 445302.
Дукатон «всадник» из Утрехта, 1711 г., извлеченный из места крушения голландского ост-индского корабля «Де Лифде», потерпевшего крушение 7 ноября 1711 г. Подарен королеве компанией Scientific Survey and Location Ltd в 1968 году.
Аверс: MO. NO. ARG. PROCON FOE. BELG TRAI
Реверс: CRESCUNT. CONCORDIA RES PARVAE
В 1969 г. лондонская компания Glendining and Co. провела аукцион из 332 лотов монет (дукатов, дукатонов и полудукатонов).
Находки экспедиции дайверов Астонского университета.
В 1973 году члены группы дайверов Астонского университета, с 1971 года работавшие над обломками другого корабля VOC, Kennemerland затонувшего в 1664 году, обнаружили еще одно крушение. По их мнению, было оно было частью затонувшего корабля Liefde, в более глубокой воде недалеко от побережья. Стали поговаривать о втором оффшорном участке.
Одним из британских ученых второй экспедиции Астонского университета был будущий пионер подводной археологии Кит Макелрой (Keith Muckelroy).
Ранние работы Макелроя проводились в различных морских средах и показали ему, что их влияние на любые археологические отложения варьируются от места к месту.
Понимание природы окружающей морской среды позволило бы делать прогнозы о том, как и где ее искать и систематизировать. Примечательным опытом в экспедиции к затонувшим голландскими ост-индским кораблям Kennemerland и De Liefde стало знакомство Макелроя с морским биологом доктором Робертом Эрллом, в то время аспирантом Манчестерского университета, который познакомил его с работой, проведенной морскими экологами (Earll, 1978). Впоследствии их совместная работа в этом проекте создала большой потенциал для развития подводной археологии.
Экспедиция 1974 года была собрана несколько поспешно и начала работу в конце июля и продолжалась до конца сентября. Все погружения проводились с использованием надводного компрессора Hookah, позволяющего работать под водой в течение длительного времени. Весь материал, обнаруженный в 1974 году, хранится у мистера Т. Хендерсона в Музее округа Шетланд.
Между 1974 и 1976 годами Ричард Прайс и Кит Макелрой погружались на глубоководном участке крушения Де Лифде. Они обнаружили несколько артефактов, в том числе некоторые из них надежно идентифицируют затонувший корабль как De Liefde: монеты, датированные 1711 годом; четыре затвора казнозарядных поворотных орудий с маркировкой VOC и цифрами «27» и «24»; корабельный бронзовый колокол, датированный 1700 или 1701 годом (годом, когда Де Лифде совершила свой первый рейс); свинцовую гирю 1711 года; и оловянные ложки с маркировкой амстердамской палаты A-VOC.
Был найден также интересный набор стеклянных и латунных бусин, репрезентативный образец которых был получен для изучения из Шетландского музея в Леруике. Но самое главное для нумизматов: более 1600 серебряных монет, в основном дукатонов из Соединенных провинций и испанских Нидерландов, и 12 золотых монет!
SSL подала на них в суд, чтобы сохранить исключительные права на сайт De Liefde. Решение было вынесено в 1981 году и разрешило Ричарду Прайсу исследовать морское дно. Он никогда не прекращал свои поисковые операции.
В 2000-х годах научная миссия Wessex Archeology снова попыталась изучить место обломков корабля De Liefde. Научная разведка была проведена в августе 2005 года, однако сильный ветер не позволил завершить погружения. Общее время погружения составило 130 минут.
Все эти многолетние изыскания помогли узнать больше об истории De Liefde и открыть для нумизматического мира сокровищницу исключительных голландских монет.