Пытки
Расследование заняло больше времени, чем три месяца отсутствия Пелсарта и прибытие спасательного судна.
Согласно голландскому закону того времени, пытки были разрешены в качестве средства получения признания. Голландские пытки водой выглядели следующим образом. Тканью обматывали шею и лицо подсудимого, на которое лили жидкость, пока он не начинал захлебываться. Это было невыносимо. Имея очевидные доказательства резни перед глазами, освободители Аброльос не колебались в использовании этих методов. Некоторые мятежники были подвергнуты пыткам, но большинство, похоже, и сами были готовы рассказать спасателям, что они сделали. Об этом испытании очень придирчиво и детально честный Пелсарт сообщил в своем историческом отчете-журнале.
К ужасу Пелсарта, Корнелис не проявил никаких признаков раскаяния. Франсуа П. передает эти последние дни жизни Иеронима Корнелиса в своем журнале. Иероним требует, чтобы его представили перед судом в колонии на Яве, просит не экономить время на справедливое рассмотрение, спорит о компетенции допрашивающих.
Пелсарт слишком слаб, чтобы дискутировать с этим красноречивым еретиком и, кажется, почти боится его извращенной логики. Корнелис не получит то, что он хочет; он умрет здесь, и очень скоро. Но Пелсарт никак не может аргументировать его вину на бумаге, торговец беспомощен в этом вопросе.
Как человек мог оправдывать себя за такие преступления? Иероним всегда был мечтателем, провокатором и катализатором от природы. Убийства были делом рук других людей, поэтому определяли вину исключительно сами преступные действия, но не их провокация, утверждал Корнелис. Иероним действительно считал, что это все вина кого-то еще. Ведь он был только вынужден реагировать на внешние условия ситуации. Мол, он только развлекался некоторыми болезненными мыслями вслух, на фоне окружающих эксцессов. Кто не хотел бы совсем немного поиграть в Бога в столь нелепой ситуации? Иероним просто убивал время. Это те, другие, настоящие виновники, они убили людей.
Наказание. Экзекуция на острове Тюленя.
В назначенный день, семеро приговоренных смертников умоляют, подвергнуть Корнелиса казни первым, по-видимому, они боятся, что он, возможно, еще ухитрится спастись. Приговоры приводятся в исполнение. Используется эшафот, построенный из остатков Батавии. Иероним проявляется первым, его судьба - быть повешенным, но сначала суперкарго изуродован, ему отрубают обе руки. Традиционная казнь для тех, кто обманул ОИК.
Большинство главных мятежников также предано смерти. Некоторых, наименее виновных секут и истязают. 16 пиратов будут вывезены на Яву и преданы суду и наказаниям в Батавии. Двоим самым молодым мятежникам оставлена жизнь, их сделают изгнанниками – оставят на австралийском побережье.
Эпилог.
У капитана Якобза несмотря на пытки не смогли получить признания вины. Никаких доказательств против него не было обнаружено. Что с ним случилось дальше неизвестно.
Здоровье Пелсарта сильно страдало от тягот климата, но, тем не менее, он принял участие в экспедиции на Суматре. Он умер в сентябре 1630го вскоре после возвращения в Батавию.
Вибби Хейса повысили до сержанта (а позднее лейтенанта), с существенным увеличением заработной платы.
Лукреция Янс (ван дер Мейлен), молодая женщина, над которой надругался Эвертс, а потом насиловал Корнелис, пережила их всех.
К тому времени, как она сошла на берег с Сардама, она узнала, что овдовела, ее муж за два месяца до этого умер от лихорадки. Какое-то время спустя она снова вышла замуж и вернулась на родину в Голландию.
16 ноября 1629 года Вутер Лоос и Ян Пелхрум оставлены на берегу неведомого континента, в бухте Виттекарра (Wittecarra)в нескольких милях к югу от современного национального парка Калбарри , в устье Мерчисона. Таким образом, первые белые люди, поселившиеся в Австралии, были преступниками.
Оба были молоды, а Лоос имел очень агрессивный характер и был способен вызвать страх и уважение у аборигенов. Пелхрум был рыжий, и, по всей видимости, был принят коренным населением и прожил долгую жизнь с ними. Никто больше ничего не слышал о них. Лоос и Пелхрум исчезли из истории. Интересно, что в конце 1930-х годов, антрополог Дейзи Бейтс написал о «плоских и тяжелых голландских лицах, кудрявых белокурых волосах, и тяжелых коренастых фигурах» некоторых местных жителей в этом районе.
Пелсарт хотел, чтобы преступники смогли выжить, даже процветать - он думал, что они могли бы собрать ценную информацию для Ост-Индской компании. Осужденные были высажены рядом с источником воды и им выдали небольшую лодку, провиант и оружие, а также бусы для обмена, наряду советами о том, как подружиться с туземцами.
Руперт Герритсен (1953-2013) знаменитый австралийский историк, изучавший предрассветную историю коренных жителей материка, испытал на собственном опыте азарт открытия места крушения Батавии в 1963 году. Одна из его опубликованных работ: «И их призраки могут быть услышаны»(1994, 2-е издание в 2002 г.), возможно, самая известная. Герритсен исследовал место, где были высажены мятежники с Батавии, два первых европейца в Австралии. Прослеживая судьбу изгнанников, детальная разведка установила, что 16% языка племени Nhanda , аборигенов центральной части западного побережья Западной Австралии, имеют сильное влияние голландского языка.
Новости об ужасах Батавии вызвали большое волнение в Европе, став широко известными благодаря опубликованным в 1647 году запискам-отчетам Франсуа Пелсарта («Несчастливое путешествие судна «Батавия»).
По ссылке ниже, зная голландский язык, можно попробовать его почитать в «живую»:
https://archive.org/details/ongeluckigevoya00pelsgoog
Долгое время предполагалось иное место гибели Батавии. В 1840 году «HMS Бигль» капитана Стокса, знаменитый своим пассажиром (Ч.Дарвин «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА СУДНЕ «БИГЛЬ»»), наткнулся на останки кораблекрушения голландского судна «Zeewijk» 1727 года на средних островах архипелага Аброльос и принял их за обломки Батавии. История с «Зеевейком» также умопомрачительно интересна. Доблестные моряки умудрились за четыре месяца, претерпевая невероятные трудности и лишения, соорудить из обломков корпуса налетевшего на риф «Месяца» судна новый корабль – Sloepie («Шлюпик») первый европейский корабль, построенный в Австралии. На нем они смогли достичь о. Явы и спасти большую часть сокровищ Ост-Индской компании - 315 836 гульденов в 10 сундуках.
Позднее история «Батавии» послужила темой для романа Генриетты Дрейк-Брокман «Нечестивцы и справедливость» (1957). Ее увлечение историей Батавии началось, когда она впервые услышала об этом в возрасте 12 лет.
Генриетта под псевдонимом «Генри Дрейк» писала о своих путешествиях в статьях для Западной Австралии. Поездки были источниками ее идей для романов. К 1926 году, репутация Генриетты как писательницы стала признанной. В 1941 и 57 годах она избралась президентом Братства австралийских писателей.
Обширные исследования голландских архивов, перевод стенограммы дневников Пелсарта для издательства «ED Drok», а также морские поездки и воздушные облеты вероятных мест крушения привели Генриетту к собственным выводам. Место кораблекрушения должно было быть в той группе островов Аброльос, которая находилась севернее и называлась островами Валлаби. В статье в «Walkabout» в январе 1955 года, писательница расходилась с общим мнением относительно места крушения. Инспектор Брюс Мелроуз и дайвинг журналист Хью Эдвардс согласились с теорией Генриетты Брокман. Совместно они организовали на острова поисковую экспедицию.
В 1963 году Генриетта стала одним из четырех первооткрывателей истинного места катастрофы. Так, спустя 334 лет после трагических событий, были обнаружены обломки Батавии. Один из охотников на омаров, Дейв Джонсон заметил старинный якорь, когда ставил ловушки на дне. Генриетта, погружаясь с аквалангом, осмотрела обломки судна у северных островов Аброльос. Найденный на рифе якорь был назван якорем Генриетты. В настоящее время он все еще там, на трехметровой глубине…
На следующий год начались раскопки на «Beacon Island». Результаты подтвердили подозрение, что остров был «кладбищем Батавии». В мелком песке острова вскрылись могилы с десятками скелетов и остатки лагеря. Команда гражданских и военных водолазов провела подробные подводные исследования частей судна и его груза.
Новые археологические экспедиции состоялись в 1972 и 1976 году, и стали крупнейшим и самым амбициозным подводным проектом, осуществленным Департаментом морской археологии австралийского правительства. Морским археологам из Музея Западной Австралии под руководством Джереми Грина удалось поднять на поверхность несколько пушек, якорь, несколько сотен серебряных риксдалеров из сундука, не найденного Пелсартом. Корма корабля был раскопана полностью, на будущие экспедиции оставлен небольшой участок носовой области. Транец и кормовая часть судна были подняты и отреставрированы. Также были подняты особые кирпичи из груза, предназначенные для постройки ворот с портиком в г. Батавии на Яве. В настоящее время вы можете полюбоваться этими артефактами в Галерее «Фримантл», Западного Австралийского музея. Страстные исследования завершились еще одной успешной книгой Генриетты Брокман «Путешествие к катастрофе» (1963), бывшей в значительной степени биографией Франсуа Пелсарта.
Хочу напоследок привести цитату из книги уважаемого и любимого мною писателя Игоря Всеволодовича Можейко, всем известного под псевдонимом Кира Булычева:
…Несколько дней водолазы доставали с «Батавии» сундуки с ценностями, которые не успели захватить мятежники.
Правда, деньги были подняты не все. Из двенадцати сундуков два остались на дне. Один из них разбился во время катастрофы, и часть серебряных монет попала в руки матросов. Второй сундук остался цел, но водолазам с «Саардама» поднять его не удалось — он лежал, придавленный якорем и пушкой. Так как в сундуке оставалось больше двадцати тысяч монет, правительство Батавии не желало примириться с потерей. В 1644 году Абелю Тасману, отплывшему исследовать Австралию, было приказано этот сундук поднять. Тасман сундука не нашел.
Прошло больше трехсот лет, прежде чем была предпринята следующая попытка. В 1963 году краболовы случайно нашли на рифах у одного из прибрежных островов бронзовую пушку с «Батавии». Так удалось вновь отыскать место гибели корабля. Экспедиция, работавшая там следующим летом, отыскала множество предметов с корабля, в том числе больше ста серебряных немецких талеров начала XVII века. Исследователи полагают, что это монеты из разбитого сундука. Целый же сундук, погребенный в песке, возможно, дожидается более удачливых охотников за кладами. (Кир Булычев «В Индийском океане». — М.: Наука, 1980.)