Кладбище Батавии. Часть первая.
Правдивая история о Безумном еретике во главе одного из самых кровавых Мятежей в летописи мира.
Предисловие к триллеру о Батавии.
Хоррор-история судна «Батавия» стала известна не столько немалыми затонувшими ценностями, но как чудовищное доказательство потери духовности и морали. Когда социопат – и вместе с этим хороший психолог, получивший возможность неограниченно управлять судьбами попавших к нему в заложники людей, способен извлечь все самое черное из человеческих душ, превратить маленькое сообщество в диких зверей, безумно пожирающих друг друга, удовлетворяя самые низменные желания.
Прошу прощения у читателей статьи за мистические штрихи, нарисованные мной на основе реальных фактов, полученных в процессе переводов и исследования этого дела.
27 октября 1628 года, корабль «Батавия» (лат.название Нидерландов), отплыл из гавани Тесселя в свое первое путешествие в на остров Ява, где находилась голландская колония в Индонезии с таким же названием (Батавия – страна батавов). Ныне мы знаем ее как Джакарту.
Этот гигант морей по тем временам (56 метров длину) был построен и оснащен голландской Ост-Индской компанией в 1628 году. Вместительное торговое судно водоизмещением более 1200 тонн, было тяжело вооружено 24-мя чугунными пушками.
Корабль взял 341 человека на борт, в том числе 38 пассажиров, женщин и детей. А также 600 тонн груза: двенадцать сундуков серебряных монет, ювелирные украшения и подарки для Индийского набоба. Ценности были под охраной отряда солдат и наёмников французов. Еще среди сокровищ была одна мистическая Ваза, про которую стоит написать отдельно. Для начала упомяну, что ее владелец великий художник Рубенс, по всей видимости, решил избавиться от вазы, отправив ее на другой край света.
Батавию сопровождали семь других судов торгового каравана, 200-тонный Бюйрэ (BUREN) , 500-тонный Дордрехт (DORDRECHT) 200-тонный Галиоссе (GALIASSE) и 300-тонная Святая-Гаага (s-Gravenhage), и 500-тонные Асенделфт (Assendelft) и Сардам (SARDAM), а также небольшая стотонная яхта «Дэвид Клейн». Корабль должен был обойти вокруг Африки и добраться до Индонезии за несколько месяцев.
Начало экспедиции.
Путешествие проходило во главе с торговцем, Франсуа Пелсартом (Francisco Pelsaert) (сертификат) и капитаном «Батавии» Ариеном Якобзом (Arien Jacobsz). Если судно загружалось товаром, полномочия капитана могли быть оспорены и даже отменены в любое время старшим купцом (senior merchant).
Практикуемая политика Ост-Индской компании (ОИК) назначать торговца во главе экспедиции не радовала капитана Якобза, он чувствовал себя оскорбленным, выслушивая приказы от Пелсарта, тем более что эти двое мужчин враждовали с предыдущего путешествия. Единственное утешение Якобза, поднявшаяся на борт красавица Лукреция Янс, или Лукреция ван дер Мейлен, решившая принять тяготы пути для воссоединения с мужем в Батавии, столице голландской Ост-Индской компании. В дороге ей должна была прислуживать хорошенькая служанка Жванти Хентрикс. Однако как ни пытался Якобз соблазнить Лукрецию, получал неизменный отказ. Но он получил больше успеха с покладистой Жванти.
К этой гремучей смеси отношений на корабле следует добавить Иеронима Корнелиса, ставшего третьим человеком в команде, нанятым ОИК в качестве суперкарго.
Корнелис был хорошо образован, окончив Латинскую школу в Доккуме, и после нескольких лет практики в фармацевтике, он открыл аптеку-магазин в большом голландском городе Харлем недалеко от центра. В ноябре 1627-го его жена родила сына, но ребенок умер менее чем через три месяца, будучи на попечении кормилицы. Причиной смерти был сифилис, и Корнелис оказался втянутым в судебный иск против нее, стремясь доказать, что его ребенок заразился от кормилицы, а не от его жены. Может быть, отчасти как следствие этого разбирательства, его аптека стала очень непопулярна, а тридцатилетний Корнелис был доведен до грани банкротства. Ходили слухи, что бывший аптекарь состоял в одном кружке розенкрейцеров (предшественников масонов) с художником Йоханнесом Торрентиусом, арестованным и приговоренным к пыткам за подозрение в аморальных преступлениях, сатанизме и ереси. Он имел несчастье называться "кайзером", то есть императором, ордена розенкрейцеров. Гаагский суд пятерых признал Торрентиуса виновным в связях с розенкрейцерами, богохульстве против Бога и откровенном атеизме, и ведении "страшного и губительного образа жизни". Так это или нет, но Корнелис оставил Гарлем в течение нескольких недель после окончания судебного разбирательства дела художника, нанялся на «Батавию» и решил покинуть Старый Свет, чтобы избежать правосудия.
Батавия в море.
Уже на второй день после отплытия экспедиция попала в зону непогоды. Штормовое море разметало корабли. И к 14 апреля 1629 года мыса Доброй Надежды вместе достигли только три судна флотилии: Батавия, Бюрен и Ассенделфт. Здесь корабли должны были остановиться, заправиться пресной водой и свежими продуктами. Пелсарта за мысом штормов (м. Доброй Надежды) свалила неизвестная лихорадка. В то время как он метался в жару в своей каюте, капитан Якобз прихватив служанку Жванти и в компании с Иеронимом Корнелисом, отправился на соседний корабль «Бюрен» на попойку, которая закончилась дракой и официальной жалобой с «Бюрена». Пелсарт публично сделал нагоняй капитану, усилив его враждебность по отношению к себе.
Социальная иерархия на корабле острейшим образом воспроизводила все проблемы и противоречия слоев общества (пассажиры, купцы и аристократы, солдаты и моряки). Постепенно все персонажи на борту корабля выявили свои темные стороны человеческой души: алчность, зависть, обиды, и нездоровые амбиции. После шести месяцев навигации ситуация на корабле стала пороховой бочкой на грани взрыва.
Сюжет
Алчность и ненависть, завладели помыслами Корнелиса. Вскоре после этого события, Корнелис начал подговаривать оскорбленного капитана Якобза к мятежу. С его помощью необходимо было сойти с курса, чтобы оторваться от остальной эскадры. С помощью экипажа, можно будет взять под контроль корабль, убивая солдат, выбросить Пелсарта за борт и захватить все сокровища. Затем Батавию можно было бы использовать для нападения на другие корабли Ост-Индской компании, пиратствовать до выхода «на пенсию», найдя безопасное убежище в Индии. Идея явно понравилась униженному капитану. Будучи одним из самых хорошо вооружённых кораблей своего времени, судно предназначалось для перевозки различных сокровищ. В то время, когда материальные ценности были гораздо важнее, чем человеческие жизни, легко было убедить Якобза. Со всем присущим красноречием Корнелис принялся убеждать с десяток новых сообщников, вербуя их среди разочарованных долгим походом и маленькой заработной платой молодых кадетов солдат и моряков, соблазняя их сказочными сокровищами на борту Батавии.
Тем не менее, большая часть экипажа оставалась послушной закону и лояльной Пелсарту, который, к сожалению, был слаб здоровьем и пассивен. Все же Пелсарт не доверял капитану и был начеку. Он добился того, чтобы ночные вахты несли преданные Компании люди, но когда его свалила лихорадка, "Батавия" пропала из поля зрения флотилии. Все было готово к захвату груза - и корабля. Несмотря на это, Якобз осторожничал: он все ждал, когда Пелсарт умрет сам. Однако прошли две недели, но командор, умирая каждый вечер, наутро принимал доклады офицеров.
Тогда решено было использовать провокацию. Нужен был предлог, и он был найден в лице прекрасной Лукреции ван дер Мейлен. Красота женщины вводила в искушение и в этих условиях, особенно ввергала ее в опасность. Корнелис наблюдая за Пелсартом, видел восхищенные взгляды и симпатию торговца к молодой женщине. Если кто-то изнасиловал бы ее, очевидно, что Пелсарт немедленно покарал бы виновных. Люди Пелсерта, по замыслу, несомненно, должны были принять участие в усмирении матросов, началась бы потасовка, которая закончилась бы бунтом и уничтожением или заключением противников капитана, открыв ему прямой путь к казне. Нападавшие матросы, ведомые старшим боцманом, остановились перед изнасилованием, но они ворвались в каюту Лукреции, дверь которой была предусмотрительно открыта ее служанкой, бывшей в сговоре, раздели догола и намазали ее гениталии смолой и экскрементами, разыграв отвратительную пародию на «посвящение» в начинающие моряки. Священник, увидев происходящее, поднял больного Пелсарта с постели и вызвал стражу. Когда больной командор, поддерживаемый помощниками, добрался до палубы, солдаты уже разогнали матросов.
Прошло около двух дней, в течение которых несчастная была заперта в собственной каюте в безутешных рыданиях. Полдюжины мужчин, возможно, принимали участие в этом отвратительном ночном надругательстве. Лукреция рассказала Пелсарту, что она смогла с уверенностью определить только один голос - Яна Эверта, боцмана. Пока Пелсарт совещался с тремя преданными офицерами, матросы шумели на палубе, требуя утопить ведьму.
Купец командор не подозревал Корнелиса, и даже доверял ему. Поскольку отвращение и гнев торговца, казались, довольно слабыми, Иероним Корнелис пытался «разогреть» его насколько возможно. Но глава экспедиции оказался трусоват и не принял мер по аресту боцмана. «Правосудие подождет, а Эверта можно повесить, как только они прибудут на Яву» - решил командор.
Время шло в монотонном ритме моря. Мятежники все еще смущались и откладывали свой следующий шаг. Пелсарт не понял, что попытка наказать Эверта стала бы сигналом к бунту. А пока Корнелис смог вовлечь в подготовку к мятежу, капрала Лансера и некоторых из его молодых солдат убедив их в успехе.
Кораблекрушение на коралловых рифах, в ночь на 4 июня 1629 года, после навигационной ошибки, сорвало их план. Прячась от сопровождающей эскадры, капитан Якобз далеко уклонился от маршрута. «Батавия» шла на еще не открытый австралийский континент, мифическую Terra Australis.
При свете дня предательские рифы Аброльос были бы очевидны для внимательного наблюдателя, но в темноте, командор, как он написал в отчете: «белую линию на горизонте мы приняли за отражение лунного света». Пелсарт горько сожалел о своей ошибке.
Продолжение следует..