Более 900 серебряных слитков должны были перевозиться на борту согласно документации Аточи. Большая часть этого серебра находилась в личной собственности. Руда для большинства слитков была добыта в верхнем Перу (В Потоси или Оруро). Там же и отливались слитки – в специальные литейные формы заливали по 80 фунтов серебра, а после охлаждения выбивали на них серийные номера, каждый из которых должен был быть внесен в документацию на корабельный груз. Затем, от каждого слитка откалывали т.н. «откушенный кусочек» или «укус», который передавался на экспертизу оценщику для определения чистоты серебра в слитке. После анализа состава сплава оценщик ставил на металл печать с качеством (обычно более 99%) в виде специального лейбла или цифры.
С каждого слитка в личной собственности необходимо было заплатить 20% стоимости - королевский налог.
На слитках выбивалось также несколько специальных налоговых знаков, или «куинтос», которые означали, что налог уплачен. Наконец, к остальным символам добавлялись монограммы и другие акронимы, определявшие владельца или перевозчика. По мере того, как слиток продвигался вперед в своем путешествии в Испанию, другие марки иногда добавлялись владельцами судов и другими чиновниками. Полный смысл и значение этих транзитных маркировок пока до конца неизвестны.
Далее можно увидеть базовый обзор различных деталей Слитка номер 767, взятого для примера в этой статье. Спецификации приведены из сертификата, подготовленного компанией Фишера, «Спасатели Сокровищ» в 1985 году.
Комментарии к маркировкам на слитках:
1. Три налоговых знака или «Квинтос» марки: три «квинтос» на слитке кажутся тщательно выровненными в отношении угла в 90 градусов, что никто не смог объяснить. Все три печати, использовавшиеся для «Квинтос» должны были иметь обозначение Филиппа IV, т.к. Филипп III умер в 1621 году, однако на одном из «Квинтос» нанесена римская цифра III. Это не точно, но, по-видимому, печать последней палочки «I» была потеряна, во время процесса печати знака на слитке.
2. «V» знак: «V» - это марка Жакова де Вредера, мастера серебра Испанского Серебряного Флота 1622 года. Де Вредер был голландцем еврейского происхождения, и также был известен как Джейкоб де Вредер. Де Вредер погиб при кораблекрушении Аточи. У него был молодой помощник на борту Санта-Маргариты, но именно Де Вредер нес личную ответственность за регистрацию всех перевозимых ценностей. Если слиток имел его личную марку («V»), то он был надлежащим образом зафрахтован, и не являлся контрабандой. Слиток номер 767 имел марку де Вредера на левой стороне.
3. «Укус» оценщика: здесь мы можем увидеть так называемый «двойной скол» пробы оценщика. Когда оценщик проводил тесты качества серебра, извлеченного из «укуса», серебро, взятое для оценки, оставалось за оценщиком в качестве платы за проведенную работу. Двойной скол или «Бокадилло» обнаруживается только на тех слитках, которые были отлиты и оценены на шахтах Потоси. Оценщик и его ассистент работали вдвоем используя особый инструмент, для того чтобы получать ровные одинаковые арахисо-образные сколы серебра.
4. Марка даты и места литья: в отчете, составленном в "Крейг & Ричардс" в приложении к книге «Испанские слитки из сокровищ кораблекрушений Нового Света» (2003) можно найти только 33 слитка из всех 901, которые имеют марку оР1622. Это только 3.6%. Таким образом, дата 1622 с префиксом «оР» очень редка. В тоже время считается, что этот префикс относится к Потоси. Стоит заметить, что такие монограммы обычно использовались именами и названиями, заканчивающимися на гласную букву (например, для имени Педро), так что префикс для Потоси является неправильным (над буквой “Р” скорее должна стоять маленькая “i”), соответственно префикс также может означать чье-то имя, а не место.
5. Знак «М»: маленькая «М» рядом с центром слитка, говорит нам о том, что оценщиком слитка был «МЕКСИА», и его марка также присутствует на нескольких других слитках с Аточи. Доктор Алан Крейг в своей книге о слитках Аточи описывает этот знак оценщика как редкий.
6. Монограмма владельца (AR) – Лоренцо Ариолло: четко и глубоко выгравированная монограмма на правой стороне слитка, является знаком его владельца – Лоренцо дэ Ариолло. Ариолло был богатым торговцем, который имел 66 таких слитков загруженных в Портобелло на борт Аточи, для отправки в Испанию. Они составляли примерно 6% от всех слитков, перевозимых на Аточе. Это удивительно, что Ариолло собрал столько своего богатства на одном корабле. Он лично сопровождал слитки, которые везла Аточа, и был среди тех, кто официально считается погибшим в результате крушения (согласно документах в архивах де Индиас).
7. Марка «EA». В дополнение к монограмме Ариолло, на слитке присутствует еще одна хорошо выгравированная монограмма, составленная из букв E, A и возможно L или I. Эта монограмма находится в верхнем правом углу слитка. Мы точно не знаем, кого или что означает эта марка.
Лоренцо, по-видимому, получил этот слиток напрямую из Потоси.
Оттуда слитки ламами перевозились к побережью Арики, затем из Арики в Перико, Панама, кораблем, и затем через Перешеек мулами в Портобелло, где, наконец, слитки были загружены в Аточу. Где-то на этом пути, слиток приобрел ту самую монограмму «EA», но ни один из знаков, зарегистрированных в документации Аточи по этому слитку, не соотносится со знаком ЕА. Во время того пути эту марку мог поставить какой-то из агентов или перевозчиков, однако в документации сказано, что Ариолло сам занимался перевозкой, и как мы знаем даже лично сопровождал слитки на пути в Испанию, так что у него не было необходимости в привлечении к перевозке каких-то третьих ответственных лиц.
Другой идеей значения знака ЕА может быть символ бывшего владельца.
Однако это кажется неправдоподобным, т.к. когда слиток доставили бы в Испанию к владельцу, как возможно было бы определить кто является настоящим владельцем слитка, если он содержит несколько идентификационных марок? Сразу могли бы возникнуть споры. Поэтому марки бывших владельцев как можно быстрее стирали, чтобы избежать подобных ситуаций.
Также одна из предложенных версий заключалась в том, что знак EA относился к получателю слитка в Испании, чьим должником являлся Ариолло. Согласно этой версии слиток должен был уплачен таинственному Е.А. в долг. Однако нет никакого документального подтверждения конкретно этого соглашения, или вообще о существовании подобной практики передачи слитков в уплату долга.
Еще одна теория происхождения марки ЕА заключается в том, что ЕА может быть вариантом монограммы А. де Агирре, нанесенная таким образом, чтобы избежать печати поверх налоговых знаков «Квинтос». Но, как можно увидеть на многих других слитках с Аточи, это не составляло проблемы. На многих слитках знаки нанесены поверх налоговых марок «Квинтос». Агирре был бизнесменом, который переправлял слитки на Аточу из Гаваны, однако нет никакой информации о связи между ним и Ариолло.
Последняя теория утверждает, что слиток был налоговым платежом за торговлю рабами в Перу: король наложил налог на каждую транзакцию такого рода. Слиток должен был быть отправлен испанскому королю в уплату налога. Марка на слитке должна была содержать как минимум два имени: человека уплатившего налог (Ариолло) и чиновника, который зарегистрировал налоговый платеж. Если эта версия верна, это объясняет, почему на слитке отсутствует маркировка «Авериа» платежа. «Авериа» - королевский налог на перевозки в Испанию. Он отмечался диагонально линией, которая показывала, какая-часть слитка должна быть отрезана, как «Авериа» платеж. Если слиток был послан Королю в качестве налогового платежа, на него не нужно было платить «Авериа».
Каждый год Армада Дэль Мар Дюль Сур (Флот Южного Моря), составленная из трех или четырех больших галеонов и нескольких меньших судов, покидала Каллао, порт Лимы для путешествия в Панаму длиной в 1340 миль.
Галеоны были тяжело загружены торговым товаром, по большей частью серебряными монетами и слитками, которые в свою очередь прибыли в Лиму из южных перуанских портов Арекипа и Арика. Арика в частности была наиболее удобной точкой, для транспортировки серебра из Потоси морем, хотя и находилась на 120 миль южнее, и на 14000 футов выше. Сегодня оба этих прибрежных города находятся в Чили.
Сухопутный путь из Перико, панамского порта Тихого Океана в Портобелло – на атлантическом побережье длиной в 62 мили был очень опасным. После двух дней пути на мулах конвой прибывал в Лас Крус, или в Вента де Крус. Там он делился на две группы:
Первая группа отправлялась по грязной, зараженной москитами реке Чагрес. Плывя против течения на больших неуклюжих пирогах, выдолбленных из стволов гигантских деревьев, лодочники вынуждены были бороться с течением, будучи загруженными 2 тоннами товаров. Часто случались потери частей груза, испорченных солнцем или тропическими ливнями, а иногда и утонувших из-за перевернувшейся лодки,
В конце концов, если удача благоволила им, они попадали в полное акулами Карибское устье, защищаемое великой крепостью Эль Кастилло дэ Сан Лоренцо. Под защитой ее орудий, конвой продолжал свое путешествие вдоль побережья в Портобелло. Сокровища и торговые товары, наконец, прибывали в Королевское Хранилище в Гавани Портобелло, где хранились до того, как транспортный флот не отправится в Испанию.
Путешественники шли гуськом, и лидер конвоя не сводил глаз с управляющих мулами, которые всегда считались потенциальными бандитами или предателями. Еще одну опасность представляли «Маруны» - беглые негры-рабы, которые скрывались в лесах неподалеку от городов. Считалось, что они прятались, выжидая моменты, чтобы похищать женщин, когда они, например, набирали воду в реках или стирали белье. Они также служили информаторами и гидами для англичан – злейших врагов испанцев, всегда жаждавших их золота и серебра.
Несмотря на свои опасности, эта дорога хорошо прослужила испанцам в течение более трех столетий. Много конвоев с сокровищами прошло по ней по мере того, как испанцы транспортировали золото и серебро из Перу и побережья Тихого Океана к атлантическим портам и, в конце концов, в Испанию. Богатство Испании зависело от поддержания этой дороги открытой и безопасной. Она стала известна как Эль Камино Риал – «Королевский Высокий Путь».
Это была полное испытаний путешествие для серебряного слитка Лоренцо дэ Ариолло, благополучно прошедшего такую невероятную дорогу. Из Потоси по суше в Арику, из Арики через океан в Перико, из Перико по суше в Портобелло и затем по морю в Гавану через Картагену. Оставался только последний этап – из Гаваны в Испанию...
К сожалению, после многих месяцев путешествия и стольких усилий людей и животных, серебряному слитку не было предназначено пройти последнюю часть пути в Испанию. Яростный ураган ожидал «Аточу» на Ступенях Флориды. Судно и все его сокровища отправились на морское дно. Слиток покоился в коралловых песках Флорида Кис, не тревожимый в своем новом доме среди песков и течений, 363 года терпеливо ожидая, пока его путешествие не возобновится.