Гибель галеонов Нуэстра Сеньора дель Росарио, Нуэстра Сеньора де Аточа и Санта-Маргарита.
Испанское название провинции Tierra Firme использовалось для колоний континентальной части северной оконечности Южной Америки, в том числе современной Венесуэлы и Колумбии, а также Панамского перешейка.
Когда Колумб ступил на остров, который он предполагал частью Индии, и поспешил обратно в Испанию, чтобы сообщить об открытии, он присоединил неизведанные территории беспрецедентных масштабов. Менее чем за столетие, испанские конкистадоры и священники, движимые честолюбием, патриотизмом, золотой и религиозной лихорадкой, ринулись осваивать Новый Свет. Пали древние цивилизации Ацтеков, Майя и Инков, так же были порабощены бесчисленные небольшие племена индейцев. Открытые золотые и серебряные рудники в основанных колониях дали несметные богатства. Эпоха власти, завоеваний и пиратства финансировалась из серебра, золота и драгоценных камней, известных как "Сокровища Индии". В четырех крупнейших городах государств Нового Света (Мехико, Лима, Санта-Фе-де-Богота и Потоси) заработали колониальные монетные дворы.
Гора над Потоси оказалась богатейшим серебряным рудником в истории (60 миллионов фунтов золота и серебра всего за 50 лет). Изумруды добывали в Mузо и других районах Колумбии, жемчуг вывозили из Венесуэлы.
Чтобы справиться с перевозкой огромных объемов ценностей, несколько различных флотилий ежегодно двигались в различных океанах, чтобы собрать богатства в отдаленных землях. Манильские галеоны, курсировавшие через Тихий океан (110 галеонов в течение 250 лет), разгружали в Акапулько фарфор, слоновую кость, пряности и шелка для отправки по суше в Веракрус на побережье Мексиканского залива. Золото и серебро из Мехико также направлялось в Веракрус, где флотилии Новой Испании, перевозили все накопившиеся сокровища в Гавану. Также на Кубу везли из Гондураса индиго и другие сельскохозяйственные продукты.
Флот южных морей, имея огромные количества золота и серебра из Потоси и Лимы, разгружался в Панама-Сити. Далее богатство проводились через перешеек, чтобы достичь Портобелло. Откуда флот Tierre Firme, в 1622 году включавший галеоны Нуэстра Сеньора де Аточа и Санта-Маргариту, с остановкой в Картахене для загрузки изумрудами должен был перейти к Кубе.
Все эти флотилии собирались в Гаване, обычно в июле, а затем, объединившись в один большой флот, отправлялись в трудный путь в Испанию. Грузовые корабли были обеспечены вооруженным эскортом галеонов, известных как «Капитана» и «Алмиранта». «Капитана» двигался, возглавляя флотилию, «Алмиранта» прикрывал ее тыл. Галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа» был «almiranta» из-за его быстрой скорости и 20-ти бронзовых пушек и был предназначен «пасти» неуклюжие торговые суда.
Мало того, что независимые пиратские корабли подстерегали богатые галеоны, но и Англия также яростно грабила испанцев, где только возможно. Частные английские каперы, часто достигали успехов в захвате этих сказочно богатых кораблей. Взлет могущества Великобритании в 17-м веке частично объяснялся этими рейдами.
Для защиты от пиратов и английских корсаров и строились такие корабли, как «Аточа». Построенный в 1620 году на верфи в Гаване, он предназначался в подарок королю Испании. Его водоизмещение равнялось 550 тоннам, длина - 34 метрам, высота - 10, осадка - более четырех. Современное и сверхнадежное по тем временам судно. «Аточа» был специально разработан как охранный галеон для флотов с сокровищами. Его комфортабельные каюты на корме и количество пушек привлекли знатных пассажиров, правительственных чиновников и богатых купцов - социальный срез общества Кастилии и Вест-Индии. Королевский посланник в Перу, отец Педро де ла Мадрис, делил свое жилище с тремя другими августинскими братьями. Дон Диего де Гезман, губернатор Куско, и богатые перуанские торговцы Лоренсо де Арриола и Михель де Мунибе, а также секретарь перуанского апелляционного суда Мартин де Сальгадо с женой и тремя слугами. Поскольку эти люди, отправляясь в обратный рейс в Испанию, везли с собой в багаже собственные ценности и личные вещи, общая стоимость сокровищ на борту «Аточи» достигли поразительного уровня. Однако корабль был сильно перегружен. В соответствии с официальным отчетам, Аточа везла 35 тонн серебра (или 901 слитков и 255000 монет) плюс 161 золотой слиток – груз оценивался в 1 миллион песо. Также, множество груза на борту не было зафрактовано, и перевозилось контрабандой.
Команда состояла из 133 человек, включая восемнадцать канониров. Помимо команды, на борту находились восемьдесят два солдата под командованием капитана Бартоломе и его брата и Гонсало Гарсиа де Нодаль - известных исследователей островов Огненной земли. Из своей каюты вице-адмирал флота Педро Паскиер де Эспарса руководил действиями вверенных ему кораблей.
Санта-Маргарита также был новым кораблем, купленным в 1621 году в Кадисе. На борту было меньше знатных пассажиров, чем на «Аточе», но ее груз также состоял из значительных количеств мексиканского золота и серебра в слитках.
Утром, 4 сентября 1622 года - на шесть недель позже, чем было запланировано, вся эскадра «Tierra Firme» была в сборе. 28 тяжело груженных кораблей (17 грузовых каракк, 8 галеонов и три патачи (Patache - тип парусного судна с двумя мачтами, очень легкий и мелкий, вроде помеси брига и шхуны)) выстроились на гаванском рейде, готовясь отправиться в далекое и опасное плавание. Маркиз Кардерейта поднял свой флаг на ведущем судне, галеоне капитана «Нуэстра Сеньора Канделария». Основная часть мексиканского серебра и золота была погружена на галеоны «Санта-Маргарита» и «Нуэстра Сеньора де Аточа», который был приписан к Алмиранте вторым командным кораблем конвоя.
Держа курс в северном направлении, чтобы выйти в восточное течение Гольфстрима, конвой невольно попал в первой крупной ураган сезона. На следующий день, 5 сентября, после выхода эскадры в море погода заметно испортилась, небо затянули низкие тучи. К середине дня разыгрался настоящий шторм. По морю катились огромные валы, марсовые сквозь пелену дождя с трудом могли разглядеть впереди идущие корабли. Волны бросали неповоротливые галеоны из стороны в сторону, как щепки. На глазах у всей команды и пассажиров «Аточи» идущий впереди галеон «Нуэстра Сеньора де Консоласьон» неожиданно опрокинулся и исчез в морской пучине... Место его гибели до сих пор не найдено.
Перед рассветом «Канделарии» и 20-ти другим судам конвоя удалось отплыть на запад от мелководья островов Драй-Торгугас. Ко вторнику, 6 сентября, подгоняемые безжалостным ураганным ветром, несколько кораблей флота были сметены в сторону Флорида-Кис. Один за другим они были сели на мели и потерпели крушения, в том числе изысканный Аточа, частный галеон Нуэстра Сеньора дель Розарио, Санта-Маргарита, португальское судно работорговцев и небольшой одномачтовый тендер флотилии.
Рассвет застал их у низкого кораллового атолла Маркизас-Кис, заросшего мангровыми деревьями. Огромные волны 5-метровой высоты, как игрушку, перебросили галеон «Санта-Маргариту» через коралловый риф острова Ки-Уэст. С борта «Маргариты» капитан пехоты дон Бернардино де Луго с бессильным отчаянием наблюдал, как команда соседней «Аточи» борется за спасение корабля и последние минуты галеона. Затем его собственный корабль начал погружаться. Спрыгнув за борт, де Луго ухватился за деревянный брус и поплыл. Еще шестьдесят семь человек нашли спасение на обломках «Санта-Маргариты». Как записано в английском отчете, «многие пассажиры после исчезновения корабля не могли спастись, море не дало им такой возможности».
Сто двадцать семь человек вместе с кораблем утонули, оставив на поверхности мешанину из разбитых ящиков и сундуков. Среди которых через несколько дней был выловлен и личный сундук Гутьерре де Эспиносы, утонувшего капитана «Санта-Маргариты». В нем было несколько золотых и серебряных слитков, столовое серебро и котелок с шоколадом.
Остальные корабли флотилии Tierra Firme возвратились в Гавану, чтобы сообщить страшные вести. Быстро было принято решение не посылать оставшиеся корабли в Испанию в этом году, а вместо этого сосредоточиться на подъёме сокровищ двух затонувших галеонов, которые так ждала Испания и ее кредиторы. Чиновники немедленно стали готовится к операции по подъему любого возможного ценного груза с места крушения. Маркиз Кадерейта назначил капитана Гаспара де Варгаса командиром поисковой операции. Выяснив местонахождение «Аточи» из записей капитанов де Луго и Лопеса, они нашли около Драй-Тортугас севшую на мель «Нуэстра Сеньору Росарио». Когда спасшиеся с «Росарио» ступили на землю острова Драй-Тортугас, неподалеку от их севшего на мель галеона, они с трудом верили в то, что им удалось избежать смерти.
Места кораблекрушений протянулись на восток больше чем на сорок миль: сначала небольшой португальский работорговец, затем посыльное судно флота, затем «Санта-Маргарита» и «Аточа». Немного дальше погиб маленький кубинский сторожевик, где-то неподалеку от берега бесследно затонули еще два небольших «купца». В общей сложности во время шторма погибло более тысячи человек и затонул груз стоимостью сопоставимой с годовым доходом Испанской короны.
Вскоре Капитан Варгас подошел к месту гибели «Аточи» и ныряльщики быстро обнаружили корпус судна на глубине пятидесяти пяти футов, однако как оказалось, люки судна были задраены, и их невозможно было вскрыть без взрывчатых веществ. Варгас смог поднять только две пушки, а затем ушел к «Росарио». До того как они вернулись с необходимым снаряжением, очередной шторм оторвал и унес бизань-мачту и местоположение корабля было потеряно, волны разбили ее корпус и разбросали обломки.
Обломкам «Санта-Маргариты» повезло больше. Части корпуса прочно обосновались на песчаной отмели в трех милях от того места, где затонул галеон «Аточа». Вице-король Новой Испании прислал Варгасу опытного инженера, Николаса де Кардоно, с рабами-ныряльщиками из Акапулько, а с Карибских островов приехали индейские ловцы жемчуга. Сам маркиз де Кадерейта прибыл во Флориду, чтобы наблюдать за работами; остров, где для него был разбит лагерь, названный «Эль-Кайо-дель-Маркес».
Неприятности, сводившие на нет усилия испанцев, продолжались. В 1625 году пропали Франсиско де ла Лус и вся его команда, устанавливавшие буи на местах кораблекрушений. Ныряльщики могли работать только непродолжительное время на небольшой глубине, и не было возможности перемещать с места на место огромные количества подвижного песка. Из-за этого Варгас потерпел неудачу.
Но вскоре некий Франсиско Нуньес Мелиан, служивший на Кубе королевским казначеем, заключил с королем Филиппом контракт на спасательные работы; он и корона получат третью часть находок каждый, а расходы по поискам будут оплачены из оставшейся трети. Мелиан был изобретателен, настойчив и азартен.
Мелиан использовал секретное приспособление для поисковых работ. По его словам, с помощью этого приспособления бывшего одновременно поисковым транспортом и подводной станцией, человек мог бы обнаруживать скрытые вещи. «Это нечто, прежде невиданное, вдобавок к тому, что я первый изобретатель такого нового и замечательного устройства, оно требует неисчислимых денег, чтобы довести его до совершенства и успешно реализовать результаты этих рассуждений...»
Его устройство представляло собой 680-фунтовый водолазный бронзовый колокол, оборудованный сиденьем и окном для освещения, изготовленный в Гаване.
Колокол медленно перетаскивали под водой, пока человек внутри осматривал песчаное дно. 6 июня раб-ныряльщик Хуан Баньон поднялся на поверхность с серебряным слитком с «Санта-Маргариты» и получил свободу. Затем испанцы быстро нашли триста пятьдесят серебряных слитков и тысячи монет, несколько бронзовых пушек и много медных изделий.
В течение более четырех последующих лет Мелиан отправлял экспедиции к отмелям в самую разную погоду. Его люди отбили три нападения голландских рейдеров; они утихомирили ярость индейцев с Флорида-Кис, подкупив их ножами и сахаром после того, как те сожгли их лагерь на Маркезас. Мелиан в качестве награды получил должность губернатора Венесуэлы.
Большая часть грузов «Санта-Маргариты» была спасена во время интенсивной поисковой операции продолжительностью более четырех лет. Сотни серебряных слитков, восемь бронзовых пушек, 64000 серебряных монет и других ценностей были извлечены из песка на месте крушения, но попытки найти останки «Аточу» были безуспешными...
Если вы хотите составить реальное представление о захватывающей истории Нового Света и его богатствах, или просто интересуетесь удивительными поисками и открытиями затонувших сокровищ, вам стоит посетить некоммерческий морской музей Мела Фишера. Музей расположен на углу улиц Сансет-Лейн и Уайтхед , 200 Грин-стрит острова Ки-Уэст, и является одновременно сокровищницей и даром легендарного Мела Фишера, который обнаружил испанский галеон с сокровищами Нуэстра Сеньора де Аточа, богатейшим кораблекрушением из когда-либо найденных. Фишер обладал истинной глубиной мастерства и опыта: плотник, музыкант, инженер, ветеран Великой Отечественной войны и изобретатель новаторского акваланга Scuba Diver, ныряльщик и знаменитый охотник за сокровищами.
Последнее плавание «Аточи» трагически завершилось 6 сентября 1622 года. Огромный корабль разбился на рифах у побережья Флориды, унеся с собой 264 человеческих жизни. Спастись удалось лишь пятерым. Из распоротого брюха галеона высыпалось 47 тонн золотых и серебряных монет и слитков. Они усеяли морское дно на протяжении более 50 миль.
Странное совпадение: Мэл Фишер тоже родился 6 сентября. Только спустя почти 300 лет после гибели «Аточи». Позже будут говорить о некоей мистической связи, соединившей легендарного ныряльщика и не менее легендарный корабль. Как бы то ни было, Мэла Фишера на протяжении почти двух десятилетий обуревала мечта отыскать сокровища «золотого галеона». Все его предыдущие погружения, поиски, удачи и неудачи служили лишь этапами на пути к заветной цели. Все свои находки, включая сокровища «Санта-Маргариты», он обращал в капитал и вкладывал этот капитал в мечту.
Спустя почти 350 лет, в 1970 году Мэл Фишер сформировал команду под названием «Спасатели Сокровищ» для поисков Аточи. Ключом к успеху Фишера в кладоискательских работах явилось его изобретение, окрещенное «почтовый ящик». Он применял его в экспедиции за сокровищами 1715 года. Это устройство представляет собой огромный агрегат в форме латинской буквы «L», который опускают с кормы поискового судна с тем, чтобы направить потоки воды от винта вертикально вниз. Если глубина небольшая, мощный поток воды очистит морское дно от ила, песка и всего прочего, что может скрывать затонувшие сокровища. Поисковые суда прочесывают дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и когда фиксируется достаточно четкий сигнал, опущенные на якорных цепях «почтовые ящики» приступают к работе. Со страшным ревом «ящики» пробивают дыры в океанском дне, куда затем опускаются аквалангисты в надежде увидеть тусклое мерцанье золота или кораллы, усыпанные серебряными монетами...
Первые артефакты с корабля были подняты в 1971 году. В следующие четыре года команда извлекла золото и серебро в слитках и монетах общей стоимостью в 6 миллионов долларов, а также большое количество других аутентичных предметов, таких как рапиры, мушкеты, легкое оружие, различные сосуды и многое другое. Однако сам корабль – самый главный морской клад, так и не был найден.
13 июля 1975 года, Дирк Фишер, сын Мела, обнаружил 5 бронзовых пушек корабля лежащих на 39 футовой глубине. Однако неделю спустя погружения прекратились после ужасной трагедии – Дирк, его жена и еще один член экипажа утонули после того как их лодка перевернулась на месте поисков.
Мэл скорбел по ним, но не прекратил своих поисков. В следующие пять лет не было найдено практически ничего с борта Аточи, хотя в 1980 году «Спасатели Сокровищ» наткнулись на лежащие неподалеку останки Санта-Маргариты, которые они поднимали в течение двух лет. Эта работа дала команде Фишера находки по общей стоимости около 20 миллионов долларов. Борьба за нахождение Аточи продолжалась до 20 июля 1985 года, когда «Спасатели» наконец нашли корпус корабля с грудами серебряных слитков и сундуками с драгоценными металлами. Тот самый великий клад! Общая стоимость найденных сокровищ оценивается почти в 500 миллионов долларов США.