Атолл - продукт подводного вулкана, который поднимается на 9800 футов (3000 м) со дна океана. На поверхности, этот пик создал группу коралловых рифов в форме «подковы», в границах которой лежит лагуна 7 миль (11 км) в диаметре и всего в 50 футов (15 м) на самом глубоком месте. При каждом приливе, Бассас-да-Индия на шесть часов исчезает под поверхностью моря. Именно это коварная черта, сделала островок бичом для моряков в прошлом, и превратила его в кладбище кораблей. Хотя установить точное число катастроф не представляется возможным, исследования глубин около атолла, позволили предположить, что более 100 судов встретили свою судьбу на острых как бритва рифовых скалах Бассас да Индии. Атолл стал серьезнейшим препятствием на пути многих мореплавателей в Мозамбикском проливе.
Считается, что Атолл был открыт в 1511 году португальским мореплавателем Гасперо Гонсалесом во время его следования в Индию. Гасперо Гонсалес нанес атолл на карты, приняв его за подводный риф, под названием Баиксо да Индия, что обозначает «Низкий или подводный риф на пути в Индию».
Однако в исторических документах имеется упоминание о некоем владельце португальского судна первым посадившего здесь в 1506 году на мель свой корабль. Этот сеньор Фернан де Лоронья дал название отмели «Скала Еврея» (Баисо да Джудиа), видимо это было связано с его родословной. И название "Бассас да Индия" (Bassas da Índia) позже появилось из-за ошибок транскрипции картографов.
Из всех катастроф, которые составляют «коллекцию» атолла Бассас-да-Индия, наиболее известной является гибель каракки Сантьяго. Манящие сказочные сокровища, скрытые на отмелях под водой, конечно, захватывают дух.
После открытия торгового пути из Португалии в Индию в конце 15 -го века, огибая мыс Доброй Надежды, армады португальских торговых флотилий путешествовали между Лиссабоном и Гоа, останавливаясь в Мозамбике. Одним из таких кораблей была каррака «Сантьяго», покинувшая гавань Лиссабона. 1 апреля 1585 «Сантьяго», ведомый капитаном Фернаном де Мендоса, отправился в путь. На его борту находился ценнейший груз, около 400 000 серебряных песо. Судно имело водоизмещение около 900 тонн. Наибольшая длина корпуса - 50 метров, длина киля - 33 метра. Каракка была вооружена 12-тью бронзовыми пушками, из которых четыре были поворотными фальконетами.
Каракка без происшествий проследовала мимо опасного Мыса Доброй Надежды. Но в ночное время по невнимательности вахтенных судно наскочило на отмели атолла Бассас-да-Индия, пытаясь перейти предательские воды в Мозамбикском проливе, разделяющем Африку и остров Мадагаскар.
Большинство членов экипажа судна погибли, когда прилив поднялся над мелководьем и утопил их, за исключением капитана и 50 выживших моряков, которые на спасательной шлюпке с огромными усилиями добрались до берега близ устья реки Замбези. Сокровища судна были потеряны вместе с большей частью экипажа. И лишь четыре века спустя груз «Сантьяго» был обнаружен.
Как и подобает множеству легенд и пьяных историй об атолле, эта была подслушана в компании старого охотника за сокровищами. От него в 1977 году швейцарский моряк Эрнст Эрих Клаар впервые услышал о Бассас да Индии.
Эрнст Клаар исследовал отчет о гибели «Сантьяго», усердно изучая морские архивы в Дурбане (Южная Африка). Он так увлекся перспективой поисков португальского кораблекрушения, что уговорил свою семью на удивительную авантюру. На скромные деньги удалось арендовать тайскую грузовую джонку, чтобы попытаться найти затонувший корабль.
Невероятно, но, несмотря на отсутствие реального опыта в поисковых операциях и с минимумом основного оборудования, Клаару и его семье удалось воплотить свою сумасшедшую мечту и обнаружить обломки «Сантьяго». Во время подводного ныряния с маской в лагуне, в поисках редких раковин, 14-летний сын Эрнста, Ганс, заметил что-то похожее на орудийную платформу, выступающую из обилия коралловых нагромождений атолла. После этого семейству Клааров удалось поднять, перевезти и вернуть в Дурбан не только те пушки, но и золотые украшения, несколько фунтов серебряных монет, изумрудов, религиозных артефактов и редкую астролябию, используемую для расчета широты положения корабля. Клаары продали большую часть своих находок в Морской Музей Португалии, который достоверно установил принадлежность пушек к каракке «Сантьяго».
С тех пор несколько других независимых охотников за сокровищами также имели внушительные успехи в поисках на атолле, В 1980 место крушения посещали французский государственный археолог Мишель Хоур (Michel lHour) и охотник за сокровищами, Эрик Суркоф (Erick Surcouf). К сожалению, никаких данных от поисковиков не было. В настоящее время французское правительство в настоящее время тщательно отслеживает поиски, так как эта территория включена в юрисдикцию Французских Южных и Антарктических земель. Хотя еще можно обнаружить артефакты при погружении на кладбищах кораблей в районе Бассас-да-Индия, все независимые дайверы, обязаны приобретать разрешения у французского правительства на любые погружения, а также находятся под контролем патрульных катеров на месте, чтобы избежать несанкционированных раскопок. Хотя рассказы таких охотников за сокровищами, как Клаар, без сомнения, интересны, законность их спасательных экспедиций сомнительна. Сотрудники поисковики ЮНЕСКО в настоящее время пытаются собрать рассеянные сокровища «Сантьяго», с тем, чтобы раскрыть историю экипажа корабля, погибшего в 1585 году.
Сокровища ждут достаточно храбрых дайверов, способных одолеть длинное и очень неудобное путешествие в царство экологического рая с кристально чистой водой и процветающей морской жизнью, где древние рифы сохраняются из за их удаленности от цивилизации.
Расположение Атолла посреди таких глубоких океанических вод превратило его в центр обитания крупных пелагических видов организмов (растения или животные, обитающие в пелагиали — в толще или на поверхности воды) от желтоперки и собакозубого тунца до гигантской ставриды (Trevally) и рыб-парусников.
В дополнение к достижению статуса легендарного затерянного подводного мира среди охотников за сокровищами, Бассас-да-Индия заработала себе репутацию места свиданий с акулой-молотом и другими океаническими видами белых и серебристых акул патрулирующих вдоль рифовых стен.
В 16 -м веке, Бассас-да-Индия была самым страшным кошмаром моряков, коварным местом, где скрытые под водой скалы окаменевших кораллов легко могли привести к гибели кораблей и смерти экипажей. А в конце 20 -го века, атолл стал синонимом приключений, местом реальной жизни скрытых сокровищ. Сегодня Бассас-да-Индия предлагает путешественникам величайшее сокровище - уникальную возможность исследовать вековую археологию подводного мира.
На фотографиях серебряные кобы достоинством в 2 реала (вес - 5,2 гр.; диаметр- 22мм) , 4 и 8 реалов (23.5 гр.) периода правления короля Филиппа II(1556-98), чеканки монетного двора Севильи.
Встречается также некоторое количество чеканки Мехико
Большая арабская буква "S" слева от обвода гербового щита монет (минт – Севилья).
Метка пробирщика - литера"D" в положении «на 4 часа» за пределами обвода креста.