Сокровища Эрнана Кортеса.
Завоевания Кортеса в Мексике по большей части были импровизацией. Он не был бы Кортесом, не завершив свое завоевание ацтеков в конце 1519 года. Тогда он узнал и о другом крупном и богатом мексиканском государстве на западе, империи Тараско. Во времена испанского завоевания Тараско было вторым по величине государством на территории современной Мексики.
Столица империи, Цинцунцан, располагалась на берегу озера Пацкуааро в современном Мичоакане, в 225 милях к западу от Теночтитлана, бывшей столицы ацтеков. Именно там обосновался тогда Кортес. В 1522 году он стал готовиться к захвату Тараско. В июле Кортес послал авангард сил вторжения на запад под командованием доверенного лейтенанта, капитана Кристобаль-де-Олида. Олид не разочаровал Кортеса.
История завоевания описана в нескольких источниках современников, включая собственные письма Кортеса, и свидетельствует о таком же кровавом деле, как и предыдущее покорение ацтеков. Действуя договорами, альянсами, а где необходимо и мечом, испанцы стали хозяевами Тараско к концу 1523 года. В процессе они приобрели огромное количество сокровищ, в основном в виде ювелирных изделий и церемониальных артефактов. Кортес послал несколько своих самых доверенных людей в Мичоакан, контролировать преобразование ценностей в предварительные формы. Такие люди назывались Видорами (veedor), надсмотрщиками за сбором ценностей, переплавкой, маркировкой и отправкой слитков серебра и золота, выделяя меткой королевскую долю Квинто (одну пятую от добычи). Испанцы называли эти металлы Плата Дорада (из-за высокого содержания золота) или Плата Баха (так как это серебро было низкой пробы), а иногда и просто Плата де Мичоакан.
Одним из главных надсмотрщиков стал Бернардино Васкес де Тапиа, который ранее под началом Кортеса наблюдал за преобразованием сокровищ ацтеков в слитки. Теперь Бернардино было поручено повторить процесс в Тараско. В местах сбора сокровищ было создано несколько примитивных литейных мастерских. Это производство на месте не было способно правильно переработать драгоценные металлы, лишь сплавить их в полуфабрикаты в виде цилиндров или дисков с грубым анализом химического состава. Каждый Видор действовал в соответствии с обязанностями колониального пробирщика, но в неофициальных полевых условиях.
В конце 1524 года первые караваны со слитками без происшествий достигли Мехико. По прибытии серебра королевские чиновники, проверяя слитки на соответствие стандарту, обнаружили массовое уклонение от уплаты Квинто. Оказалось, что только слитки Бернардино отмеченные монограммой БВО были честно промаркированы. Слитки остальных видоров имели маркировки с заниженным составом содержания драгметаллов. Кортес был подвергнут критике за выдачу разрешений нечистым на руку соратникам и Управляющий Совет в Мехико объявил 6 апреля 1526 года общий отзыв всех нерафинированных серебряных слитков и дисков, циркулирующих в Мексике для правильной переработки и анализа. Отзыв был начат немедленно, и длился в течение 3 лет, после чего нерафинированные металлы, такие как тараскские слитки (бары) стало незаконным провозить на кораблях.
В конце 1526 королевский инспектор по имени Хуан де Понсе де Леон прибыл в Мехико с новыми королевскими печатями Квинто, штампами и распоряжениями ускорить отзыв. К 1529 последнее тараскское серебро исчезло в тиглях, превратившись в совершенные слитки, произведенные официальным литейным заводом в Мехико. У современных исследователей не было сомнений, что тараскские серебряные бары не пережили отзыв и последующие 300 лет переплавок старых слитков.
Летом 1992 года поисковики компании Marex охотилась у берегов Багамских островов за сокровищами кораблекрушения Маравильяс (1656). На отмели Лос-Мимбрес они наткнулись на то, что было, очевидно, кораблекрушением ранней колониальной эпохи. Поиски дали около 160 грубо отлитых серебряных слитков, некоторые из которых были в виде дисков, а также десятков золотых слитков. После подъёма и реставрации, многие предметы были изучены, стало возможным определить дату гибели корабля - 1528 год. Слитки стали известны как "бары Тумбаги" и впоследствии получили известность и распространение через аукционы компании Франка и Даниэля Седвиков.
Как и большинство официальных испанских колониальных слитков, каждый бар был отмечен знаками. Можно рассмотреть логотип мексиканского монетного двора литейных мастерских Кортеса (буквы М, о). Марки веса (золото 24 части, серебро 2400 части) и отметки пробирщика (YBIZ), а также особенные акцизные марки, утверждающие, что налог уплачен короне владельцем слитка сеньором Дель Бока (одним из людей Кортеса). На этих конкретных слитках-барах имеются налоговые марки CAROLVS QVINTVS, императора Карла V Священной Римской империи. (Он же Карл I из Испании, сын королевы Иоанны)
В настоящее время с большими шансами на успех в королевских архивах Испании ведутся поиски по установлению названия несчастного испанского галеона нашедшего свою гибель на Лос-Мимбрес. Исследования королевских меток Квинто, показали примерное время крушения между 1527 и 1529 годами. Наиболее вероятная дата отплытия из Вера Крус галеона Лос-Мимбрес – весна 1527г.
Среди всех найденных слитков только один бар из сокровищ Лос-Мимбрес-Тумбаги содержал серебро точно в испанском стандарте 0,936 пробы и с содержанием меди на 4% и золота на 0.5%. На нем также была метка пробирщика Мартинеса из литейного двора Мехико. Остальные нерафинированные тараскские бары содержали серебра около 55-70% с высоким содержанием меди и до 5% золота. Это означает, что владелец серебра пытался нелегально вывезти свое добро во время действия отзыва.
Экспертам не дали закончить работу над определением баров серебра и компания Marex, под давлением инвесторов, приступила к аукциону еще неизвестных баров в апреле 1993 года. В том же году исследователь Дуглас Армстронг, профессиональный консерватор, нанятый поисковой компанией Marex для очистки и сохранения всего серебра «Тумбаги», опубликовал монографию. Армстронг правильно определил, что бары были отлиты в царствование испанского монарха Карла I (1516-56), и являлись металлическим сплавом времен доколумбовой мезо-американской культуры. К сожалению, в монографии Армстронг остановился на названии "серебро Тумбаги", хотя "Тумбага" не тараскское или испанское слово.
Вообще сплав тумбага, который использовали народы Южной Америки, не распространен нигде более и относится к медно-золотым сплавам. Изделия из него покрывали серебром, да еще и раскрашивали. Золотили изделия из тумбаги для предохранения от быстрого окисления. Испанские же завоеватели считали, что это делается с целью обмана - дань и награбленные изделия выглядели золотыми, а в действительности были медными: тумбага невысоко ценилась конкистадорами. В Лос-Мимбрес же слитки были преимущественно серебряные, не из Южной Америки.
Книга «Сага о "Тумбаге": Сокровища конкистадоров», написанная Агустином Гарсия-Барнече в 2010 году, раскрывает подлинную историю добычи и производства серебряных слитков с полными данными, включающими анализ и фотографии. Семь слитков, ранее подробно описанных Дугласом Армстронгом (1993), были проанализированы на газовом хроматографе. Содержание и соотношение драгметаллов в сплаве доказало соответствие и принадлежность к сокровищам Тарасков.
Эти слитки не были частью денежно-кредитной системы Новой Испании из-за их размера и неопределенной величины. Возможно, они были отправлены до указа об отзыве и переплавке и не были контрабандой. Или кто-то хотел отправить в Испанию свою долю серебра тарасков, и не хотел платить налог или иметь дело с колониальным правительством. Этот кто-то думал превратить в деньги свои неочищенные серебряные полосы по своим причинам, и преобразовать их в правильные мерные слитки, или, в идеале, в чеканку монет в Испании. Возможно, Сеньор Дель Бока посылал свою долю незаконно, возможно, судно уходило от погони, когда село на мель…