«Jesus Maria de la Limpia Concepcion», также называемый «Capitana», весил 1150 тонн и имел в вооружении 44 бронзовые пушки. В то время это был крупнейший галеон, построенный для короля Филиппа IV.
В октябре 1654 г. «Capitana» готовился пуститься в путь, но беды корабля начались еще до того, как он покинул порт. Внезапная инспекция корабля, учрежденная Вице-Королем Перу, выявила большое количество серебряных слитков в форме клиньев или «пальцев» в частной каюте капитана Бальтазара Пардо де Фигероа (Baltasar Pardo de Figueroa). Он был немедленно арестован, и «Capitana» остался без капитана. Преемником должен был стать старший адмирал, но ему ранее было приказано отправиться в Акапулько на галеоне Сантьяго. Таким образом, капитаном был назван Франциско де Соса (Francisco de Sosa). Вторым на корабле был Бернардо де Кампос (Bernardo de Campos), также являвшийся мастером по серебру. Он управлял инвентаризацией всего серебра, погруженного на борт. После того как Вице-Короля заверили, что на судне больше нет контрабанды, «Capitana» было дано разрешение отплыть.
Корабль должен был покинуть порт 18 октября, но снова вмешалась судьба, когда якорный канат отвязался от якоря на дне. Ремонт занял весь день, и только в сумерках «Capitana» снова был готов к отплытию. Он отправился в путь в сопровождении 1100-тонного галеона Сан-Франциско Солано (the “Solano”). Путешествие казалось безмятежным до ночи 26 октября, когда смотровой корабля увидел рифы прямо по курсу. К сожалению, попытки повернуть только загнали «Capitana» на большой риф недалеко от берега Шанду (Chanduy, Эквадор) к югу от мыса Святой Елены (Punta Santa Elena).
Это кораблекрушение стало самой большой потерей, которую понес тихоокеанский испанский флот (Spanish South Seas Pacific Fleet). Затонувший «Jesus Maria de la Limpia Concepcion» был капитанским или "головным" кораблем этого флота. Официальные отчеты сообщают об утрате 3 миллионов песо серебра (2212 слитков, 216 сундуков монет и 22 ящика кованого серебра), дополненной в общей сложности до 10 миллионов, после принятия в счет контрабанды и частных долей. Для сравнения, весь годовой объем производства серебра в Перу в то время составлял около 6-7 миллионов песо! Двадцать человек погибли в результате катастрофы. По официальным отчетам за восемь последующих лет испанцы восстановили более 3 миллионов песо монет и слитков (и, вероятно, гораздо больше неофициально), оставив современным дайверам только труднодоступную нижнюю часть корабля. Иронично, но главным управляющим работами по подъему ценностей в 1650-ые и начало 1660, был не кто иной, как мастер по серебру затонувшего судна, Бернардо де Кампос, который в первую очередь был виновен за перегрузку корабля контрабандой!
Крушение обнаружили снова в середине 1990-х годов, и сокровища были подняты в 1997 году. После раздела ценностей с правительством Эквадора 50/50 в 1998 году, инвесторы поместили большую часть своей половины, а именно более 5000 монет, на аукцион в 1999 году. Поднятые монеты крайне редкой чеканки Потоси, достоинством в 4 и 8 реалов, включали в себя датировку 1649-1652 годов, традиционный выпуск 1652 и «pillars-and-waves» (столбы и волны) - тип реалов после переходного периода, многие в отличном состоянии.
Интересный факт: монеты, спасенные испанцами в 1654 году, снова попали в кораблекрушение на острове Маравиллас (Maravillas) в 1656, после чего, та часть, которую повторно удалось поднять со дна, еще раз была потеряна в крушении корабля «Madama do Brasil off Gorda Cay» (Багамские острова) в 1657. Следующей бедой испанцев стало уничтожение английскими пиратами еще одного флота с сокровищами в 1657 году (на подъеме после победы у залива Кадис) рядом с Санта-Крус у острова Тенерифе.
Краткая история исследовательской деятельности на месте крушения «CAPITANA» в период между 1654 и 2002.
Место крушения «Jesus Maria de la Limpia Concepcion» было заброшено в 2003 году после того, как «Sub-America Discovery» не позаботилась о продлении лицензии поисков. После них долгое время никто другой не искал право на подъем сокровищ, так как было широко распространено мнение о том, что место крушения полностью разработано. Только в последнее десятилетие эквадорская компания под названием «INCIAR С.А.» смогла возобновить исследования на подводном археологическом участке «CAPITANA SITE».
Тем не менее, крупные экспедиции 1997 и 2002 лет, обе использовавшие для подъема ценностей 30-метровые надувные лодки, покинули это место после исчерпания всех возможностей и, заключив, что экономически не выгодно продолжать дальнейшие исследования ради горстки монет.
Кроме того, найденные в 1997 году в архивах иезуитов во Франции записи открыли много новой информации о кораблекрушении. Выяснилось, что испанцы посылали свои собственные экспедиции по поднятию ценностей между 1654 и 1663 годами, фактически оставив совсем немного на дне. В 1663, последнем году испанских операций, руководитель экспедиции писал, что нет смысла возвращаться к кораблю еще на один год, так как ничего существенного там не осталось. После испанцев местные пираты и индийские водолазы прочесывали место кораблекрушения, все еще находя горсти монет.
Испанские документы из иезуитских архивов категорически утверждают, что операции прекратились в 1663 году, после доклада кредиторам о том, что с корабля больше нечего поднимать, и что было совершено уже 5 официально отправленных экспедиций. Король, в свою очередь, уже восстановил свою долю сокровищ около 8 лет назад и отказался от дальнейших претензий к кораблекрушению, передав дальнейшее управление поисками вице-королю Перу.
Вице-король впоследствии дал право на исследования частной компании, в которой он и его друзья инсайдеры были заинтересованы, чтобы поднять с корабля то, что осталось. Это повторное исследование длилось 8 лет и еще 5 раз увенчалось успехом, принеся 2 миллиона песо сверх доли короля, что было подтверждено.
Место крушения «Capitana» легко изучать, потому что судно сидит на мелководье, на плоской скале, засыпанной песком примерно на метр в высоту. Во время отлива корабль находится на глубине всего 18 футов. Обломки кораблекрушения не разбросало по дну, галеон «Jesus Maria de la Limpia Concepcion» тонул под контролем команды, надеявшейся на последующую поисковую операцию.
Испанцы, не в силах отремонтировать дыру в корпусе, вызванную столкновением со скалой за 12 часов до этого, положили корабль на мель с целью поднять потом все ценности. Они держали судно на плаву достаточно долго, чтобы найти подходящее место для «отдыха», а затем затопили. Работа по поднятию сокровищ на поверхность началась почти сразу же и продолжалась больше десяти лет.
Корпорация «Sub-America», принадлежащая аргентинцу Герману Моро (Herman Moro) и финансируемая Дэйвом Хорнером (Dave Horner), первой получила право на исследования места крушения в 1996 году, обнаружив затонувший корабль с помощью магнитометра.
Как бы то ни было, примерно во время этого открытия и перед тем, как дайверы из «Sub-America» смогли идентифицировать кораблекрушение, дайвер Роб МакКланг (Rob McClung), работавший на другую компанию, разрабатывающую соседнее место раскопок другого судна, также наткнулся на «Capitana». Поскольку он опознал корабль раньше «Sub-America», началась путаница и последовали обвинения в краже с юридическими угрозами. Тем не менее, после некоторого первоначального раздражения две группы согласились работать вместе и вошли в правовой компромисс. В 1997 году для поднятия ценностей из Флориды был вызван 96-футовый корабль «R/V Explorer».
Само по себе место крушения находится примерно в миле от небольшой бухты, напротив деревни Эль Реал (El Real), названной так испанцами, поскольку там они основали свою собственную базу для операций по поднятию сокровищ.
Последующая работа по восстановлению компанией «Sub-America» была проведена на законных основаниях и в сотрудничестве с Эквадорским военным флотом (Ecuadorian Navy) и членами Организации Культурного Наследия (the Cultural Patrimony). От обеих организаций были посланы представители, присутствовавшие при восстановлении ценностей, все исследования были тщательно задокументированы и афишированы в СМИ.
Лаборатория по консервации ценностей также находилась на военно-морской базе в г. Salinas. Все артефакты были обработаны, и впоследствии переданы в центральный банк. Около года спустя сокровища разделили и американским инвесторам позволили забрать свою долю из Эквадора для дальнейшей продажи в США. Последующие монетные аукционы в Чикаго, организованные «Ponterio group» из Калифорнии, принесли $280 000 долларов, окупив, таким образом, усилия инвесторов.
В ходе проекта восстановления 1997 года вся оставшаяся структура оболочки «Capitana» была полностью очищена от песка, на 60 метров в каждом направлении вокруг остова. Было обнаружено 30 метров древесины оставшегося нижнего каркаса и киля, большое количество балласта.
Впрочем, испанцы сделали свое дело тщательно, как и указывалось в их отчетах, и в целом с «Capitana» было поднято только 6300 серебряных монет, одна золотая монета, три серебряных слитка, 54 бронзовых пушечных ядра, маленький золотой крест, поломанные украшения, сотни пуль и груда керамики.
Большая часть ценных артефактов была обнаружена похороненной в шестифутовой впадине позади кормы, где первые операции не могли удалить песок. В противном случае вообще не нашли бы так много сокровищ.
Более двух сотен мешков со слипшимися объектами, покрытыми корками минеральных отложений, которые в основном оказались спрессованными монетами, также были подняты в течение 1997 года. Лаборатория в г. Salinas тщательно разделила их, получив еще около 400 монет. К сожалению, находка состояла главным образом из окисленных кусков металла, не подлежащих восстановлению. Единственным приятным сюрпризом оказался один контрабандный маленький серебряный слиток.
В свете того, что с места крушения подняли мало ценностей, всего 6300 монет, директора двух компаний провели встречу в июле 1997 года. На ней они совместно решили, что не стоит продолжать работу на «Capitana», так как оно полностью исследовано. Поднятие окисленных монет, которых на дне еще могло оставаться много, приносило ежемесячную выручку в размере $50 000, но не окупало расходы. Таким образом, место крушения было заброшено, и «R/V Explorer» вернулся во Флориду осенью 1997 года, где был приготовлен к работе на другом месте крушения судна «Jupiter».
Другая группа из Тампы, штат Флорида, включающая Роба МакКланга, снова получила контракт от «Sub America Discovery» в 2002 и вернулась с еще более крупным кораблем для поднятия ценностей. Это случилось, после того как Роб довольно искусно убедил новых инвесторов, что работу прекратили из-за помех со стороны эквадорского флота и на дне еще много сокровищ.
Однако в действительности ничего подобного никогда не имело места быть и экспедиция 2002 года, была, по сути, аферой против инвесторов. Отчет Роба МакКланга, который в какой-то момент даже появился на телевидении, не имел ничего общего с действительностью, хотя, к сожалению, нашлось достаточно людей с деньгами, вложившихся в дело и профинансировавших экспедицию 2002 года.
Эта вторая операция, к чести МакКланга, была чрезвычайно тщательной в своей работе. Было задействовано другое 100 футовое судно из Тампы и тяжелыми кранами. Балласт на «Capitana» был убран, а бревна подняты. Весь песок по обе стороны от киля корабля расчистили до коренных пород скалы и проверили на наличие монет. Всё дно на расстоянии 500 футов вокруг корабля также обыскали в поисках сокровищ, но почти ничего не нашли. Несколько гигантских бревен с «Capitana» даже увезли в качестве сувениров, и сегодня можно увидеть их на выставке в «Farallon Dillon Hotel in Ballenita» рядом с г. Salinas.
Согласно поверенному из «Sub-America» и официальным лицам Культурного Наследия, которые следили за работами и защищали интересы своих компаний, только 600 монет, причем в плохом состоянии, были подняты со дна во время второй масштабной экспедиции. Конечно же, инвесторы, которым обещали миллионную прибыль (как минимум 50 миллионов), и которым рассказывали истории о пропавшей шестифутовой золотой Мадонне, якобы находившейся на корабле, потеряли все свои деньги.
Вновь последовали взаимные обвинения и судебные иски, даже началось расследование ФБР в Тампе, но на этом дело кончилось. Местные дайверы и пираты еще копались на месте крушения, иногда находя две-три монеты, покрытые коррозией, но это было всем, что там осталось.
Между тем, в противоречии ко всем современным и древним историческим сведениям о истории «Capitana» и всевозможным поисковым работам, проведенным на месте крушения, еще один большой корабль в настоящее время продолжает разработку "потерянных миллионов" которые мол, пропустили первые четыре спасательные группы. Это старый «R/V Beacon», принадлежавший Гербу Хамфрису (Herbo Humphreys), у которого богатая история раскопок на месте крушения Maravillas на Багамах и Гаити. Теперь Beacon на службе у INCIAR S.A. Хэмфрис верит в два миллиона песо на дне океана... и огромную золотую Мадонну!