История начинается в 1702 году или 1113 год хиджры, когда некое торговое судно покинуло шумный порт Сурат в Индии, направляясь на Дальний Восток по "пути специй". В трюме корабля лежали тщательно упакованные в мешки монеты для закупки фарфора, шелков и различных пряностей. В каждом мешке содержалось по тысяче серебряных рупий изысканной чеканки.
Экваториальные пассаты (ветры) наполнили паруса торгового корабля, и он, следуя на юг вдоль побережья Индийского континента, направил свой путь на остров Цейлон (Шри-Ланка). На Цейлоне капитан, вероятно, сделал обычную остановку в португальском торговом посту «манговой бухте» Коломбо, но после продолжения путешествия на Восток, у южной оконечности острова случилось несчастье. Судно попало в сильный шторм и быстро затонуло на предательских отмелях коралловых рифов.
При обнаружении испанских галеонов с сокровищами, нагруженных золотом и серебром из Нового Света и потерянных на обратном пути в Испанию, подробную информацию часто можно найти в архивах «Индии» в Севилье. Все детали плаваний испанских флотов фиксировались в отчетах. Кроме того, голландская Ост-Индская Компания также сохранила тщательные записи плаваний и потерь своих судов, задействованных в торговле с Востоком.
К сожалению, подобные сопоставимые архивы в Индии отсутствуют, усложняя современным искателям сокровищ поиск потенциальных целей. Те, кто ожидал возвращения судна в Сурат не оставили никаких записей о потере. Таким образом, неизвестный корабль остается в покое более трех сотен лет, ожидая своего исследователя, способного разрешить загадку происхождения.
Империя Моголов.
В момент гибели судна, Индия была под властью падишаха Аурангзеба (1658-1707), которого историки называют последним великим императором Моголов Индии. Резкий нравом, кровавый тиран стал императором, обезглавив двух своих братьев и заточив в тюрьму своего отца Шах-Джахана до конца жизни. Шах Джахан известен строительством мавзолея-мечети Тадж-Махал в Агре, который он построил в качестве гробницы для своей любимой жены. Жизнь несчастному Джахану спас драгоценный камень, который считался магическим. Сын не решился убить отца, так как боялся мести камня. Это было сокровище Великих Моголов - бриллиант, позже известный как «Кохинур» или «Гора Света», весом в 280 карат. Сейчас этот камень после повторной огранки украшает корону королевы Великобритании. После смерти Джахана «Кохинур» был встроен в великолепный Павлиний трон императоров, созданный из двух тонн золота и усыпанный бриллиантами, рубинами и жемчугом. Правители Индии Моголы были сказочно богаты. При Аурангзебе империя Великих Моголов достигла максимальной экспансии. Под контроль был взят практически весь полуостров Индостан. Аурангзеб был религиозным фанатиком, настолько ортодоксальным в своих религиозных убеждениях, что повелел удалить исламский символ веры «калима» со всех золотых и серебряных монет, поскольку в обращении они могли быть растоптаны или осквернены каким-либо иным образом. Его политика по отношению к индуистскому большинству была крайне угнетающей. Индусы не могли занимать государственные должности, их школы и храмы были разрушены. В сочетании с военной аннексией новых территорий его правление стало крайне непопулярным, и после его смерти в 1707 году государство распалось...
Неожиданное открытие Гроссмейстера научной фантастики сэра Артура К. Кларка.
Охота за сокровищами требует чрезвычайно хорошо укомплектованных и крепко финансируемых экспедиций с тщательно проработанными целями. И при этом возможны неудачи, в то время как сказочный подводный клад иногда может быть обнаружен совершенно случайно. Примером этому может служить открытие тремя скандинавскими аквалангистами при любительском воскресном погружении сундуков с 8000 золотых дукатов и 60.000 серебряных монет на индиамане «Анкердам» голландской Ост-индской Компании, затонувшем судне у побережья Норвегии в 1724 году. Находка «сокровищ Аурангзеба» стало аналогичным событием.
Кларк для всех известен как автор бестселлеров научной фантастики. Его самая известная работа «Космическая Одиссея – 2001», по который был сделан очень успешный фильм. Артур Кларк, был опытным ученым и председателем Британского межпланетного общества, членом Академии астронавтики, Королевского астрономического общества и других научных организаций. Известна роль Кларка предложившего пионерскую идею спутниковой связи. Но мало кто знает о его жизни до "Одиссеи".
Примерно к 1956 году Кларк устал от английской погоды и перебрался на тропический Цейлон, обретя свой новый дом. Он был заядлым дайвером и часто писал о подводной разведке помимо известных всем научных трудов и фантастики.
В 1961 году, его партнером был Майк Уилсон, бывший водолаз британской морской пехоты во время Второй мировой войны. Уилсон был экспертом по дайвингу и подводным фотографом. Он занимался кинопроектом и планировал снять фантазийный фильм про мальчика, который во сне изучает море и, пробуждаясь, находит свою мечту реальностью.
Для оказания помощи в проекте и в качестве актеров в фильме, Уилсон взял с собой на съемочную площадку двух подростков, Бобби Кригера и Марка Смита; в возрасте 14 и 13 лет соответственно. Дети были сыновьями дипломатов из американского консульства, и несмотря на свою молодость, были очень опытными аквалангистами. Погружения и съемки проходили на Большом Низком Рифе (Great Basses Reef) у южного побережья Цейлона. Это место изобилует подводными пещерами и гротами с множеством рыб всех сортов, но очень опасно из-за сокрушительных волн и непогоды большую часть года. Только в апреле и мае условия для дайвинга приемлемы.
В тот день они плавали над одной массивной коралловой грядой, море было спокойным, но не достаточно ясно для съемок. Вдруг один из мальчиков заметил блеск бронзовой пушки, занесенной песком, похожей на огромную упавшую колонну античного греческого храма. Исследуя дальше, они обнаружили остатки кораблекрушения, разбросанные по дну. Два огромных якоря лежали сцепленные вместе, десяток орудий лежащих вповалку словно гигантские спички, выпавшие из коробка, множество пушечных ядер. Воодушевленные своим подвигом открытия мальчишки смотрели, как Майк орудует своим ножом, проверяя обросшие кораллами предметы. Боб указал на что-то светящееся прямо рядом с ним. Это невозможно, конечно, говорить под водой, когда вы держите мундштук акваланга между зубов, но Майк заорал "Серебро!" так громко, что они оба услышали его.
В поле зрения попали образования необычной формы. Когда Уилсон попробовал расколоть одно из скоплений, оно оказалось массой серебряных рупий сцементированных вместе и сохранило форму мешка, ткань которого растворилась за столетия. После 259 лет забвения, судьба индийского судна торговца открылась удачливым ныряльщикам...
За два дня плавания они подняли около 150 фунтов серебряных монет. Сохраняя свою находку в тайне, они вернулись к съемкам своего фильма-приключения, а остальные сокровища оставили нетронутыми в течение следующих двух лет.
Археологическая экспедиция была запланирована на 1962 год, но Кларк был внезапно поражен полиомиелитом. К 1963 году он восстановил некоторую подвижность, и после тщательного планирования команда вернулась к рифу. В компанию был приглашен знаменитый морской археолог Петер Трокмортон. В мае 1963 года их маленькая яхта «Ran Muthu», что на сингальском означало «Жемчуг и золото», бросила якорь у места крушения, и начались исследования. Почти сразу же они стали находить монеты и артефакты.
В дополнение к тысячам серебряных монет, они нашли деревянный ложемент пистолета, медный поднос и пестик, множество пушек и пушечных ядер. В некоторых были обнаружены сохранившиеся следы пороха.
Спустя год после поисковой экспедиции 1963 года Кларк опубликовал очерк «Сокровища Большого Рифа» в Лондонском Книжном клубе. В переводе Кира Булычева (Можейко) он был напечатан в журнале «Вокруг света №12, 1965».
Артур Кларк приступил к исследованиям по идентификации погибшего корабля. Большую помощь ему оказывал майор Рейвен-Гарт, эксперт по истории Цейлона.
Они нашли в отчетах Губернатору упоминание флейта «Овернесс» (Overness), потерпевшего крушение на Рифе в 1704 году на его пути из Батавии. Голландский флейт - морское парусное транспортное судно Голландской Ост-Индской компании XVI-XVIII веков.
Рейвен-Гарт также обнаружил расшифровку протокола заседания Совета управляющих Цейлоном от 11 февраля 1704 года. На встрече обсуждалось четырехмесячное отсутствие новостей из Сурата, подразумевающим пропажу курьерского судна «Yachtlet De Pool», везущего ежегодное жалование для голландского гарнизона на Цейлоне. Найденные орудия и оснастка были английского и немецкого производства, но анализ древесины показал, что судно было построено в юго-восточной Азии и могло быть мавританским. Точное происхождение корабля остается загадкой, которая, вероятно, когда-либо будет решена.
Рупии чеканки Сурата.
При взвешивании комков с монетами было установлено, что самые крупные весят : 30, 29, 29, 28, 27 и 30 фунтов. То есть около 13 килограммов каждый комок.
С учетом мелких комков и монет в россыпи, имеющих коррозию или частично покрытых слоем коралловых отложений, а также материалы, отправленные в Смитсоновский институт, общий вес серебра собранного в результате двух экспедиций составил 350 фунтов - почти 160кг.
Кларк писал в «Сокровищах Большого рифа»: «… Каждая глыба представляет собой мешок с 1000 монет, которые были уложены в сундуки для отправки груза».
Интересный факт установил Ричард Рассел, химик, который экспериментировал с некоторыми минерализованными монетами и черным "цементом" из комков, в лаборатории геологического института в Афинах. Исследование микроскопических частиц песка, смешанных с карбонатом кальция выявило, что песок состоит из частиц розового кварца, граната и рубина, и несколько очень маленьких осколков обсидиана, с бритвенно-острыми краями. Этот песок составил 32% от веса инкрустации и появился в оболочке комков, когда в 1883 году взорвался вулкан Кракатау.
В то время как на внешней поверхности образований монеты оказались сильно повреждены, когда удалось разделить комки на части, монеты внутри оказались в идеальном состоянии. Все они являлись рупиями Моголов, отчеканенными в Сурате. Персидские легенды легко разборчивы и каждая монета имела одни и те же символы даты – три одинаковых знака арабской единицы и четвертый – арабская «3» то есть 1113 год по хиджре.
Легенды гласят:
Аверс: 1113 год по хиджре, Аламгир (Покоритель вселенной - с тюркского языка) Аурангзеб Шах отчеканил эту монету в мир, как сияющую полную луну.
Реверс: 46 год правления, связана с процветанием, отчеканена в Сурате. Знак минта – четыре точки в четвертях креста.
Согласно системе чеканки Моголов действующей в то время, серебряная рупия была эквивалентна 16 «аннам». Знаки номиналов редко ставились на серебряных и золотых монетах, и достоинство определялось весом. Рупия имела от 10,7 до 11,6 граммов. Чеканка Моголов производилась многими монетными дворами, среди которых был Сурат.
Большая часть сокровищ была распределена и реализована различными способами в 1960-е годы. Тем не менее, Кларк продолжал хранить большое количество монет в течение многих лет. Он владел 2,466 монетами, включая 30-фунтовый комок с 1000 монет.
Около 600 монет были переданы Менделю Петерсону из Смитсоновского института в знак признания его исследовательской помощи Кларку. Эти 600 монет были проданы позже Питерсоном капитану Карлу Фисмеру (Fismer), который выставил их в своем карибском музее Кораблекрушений в Ки-Ларго, штат Флорида.
Фисмер и фото-журналист Роберт Л. Кнехт объединились в 1992 году и посетили Кларка в Шри-Ланке. Во время последующего визита к Кларку в том же году, Фисмер и Кнехт приобрели оставшуюся часть рупий Кларка. Объединённые сокровища затем были предложены на продажу компанией «TajMahalSunkenTreasure», образованной Кнехтом и Фисмером.
Некоторые рупии Аурангзеба были проданы на аукционе в январе 1993 года в «Trump Regency Hotel» в Атлантик-Сити среди других монет, ювелирных изделий и артефактов, извлеченных из мест исторических кораблекрушений.
Извлеченные из воды, среди обломков кораблекрушения Великого Низкого рифа рупии имеют особое очарование. Сокровища Серебряного клада, отгруженного жестоким и хищным Аурангзебом, последним императором Моголов, и сыном императора, который построил Тадж-Махал имеют прямую связь со значительным периодом в истории Индии и двух эпических персонажей того времени. Монеты еще более интересны своей связью с Кларком. На некоторых можно увидеть накарябанные собственной рукой инициалы писателя.
Из воспоминаний капитана Карла Фисмера, Тавернье, Флорида:
«… Я связался с Кларком, который был рад услышать, что кто-то хочет поговорить с ним о чем-то кроме "поиска смысла в «Космической Одиссее 2001». И после года планирования, Фисмер, мой брат, Ричард, и я наконец, приземлились в Коломбо, Шри-Ланка (бывший Цейлон) преодолев половину земного шара. План состоял в том, чтобы взять интервью у Кларка и заняться дайвингом на месте кораблекрушения. Кларк страдал от синдрома последствий полиомиелита и ходил очень мало. В основном он передвигался на инвалидном кресле, в сопровождении помощника. Но когда мы приехали, Артур радостно объявил, что присоединится к нам ... для погружения – снова спустя почти 30 лет! Судя по всему, он видел мой документальный фильм об аквалангистах-инвалидах с ограниченными возможностями, и сказал мне: «Я Карл Льюис (американский легкоатлет, многократный чемпион в спринтерском беге и прыжках в длину) по сравнению с вашими водолазами. Через несколько дней мы взяли Артура на глубину более 100 футов.
Ближе к концу работы над моим документальным фильмом "Артур Кларк: до 2001 года" Кларк восклицает, "Я никогда не отказался бы от новых поисков, это будет хороший способ уйти КРАСИВО!" Но из-за погодных условий, мы прекратили дайвинг на Рифе. И Кларк пригласил нас вернуться в другой раз и попытаться спасти оставшиеся на дне сокровища, чтобы передать их в музей в Коломбо. Но тому не суждено было случиться. Как оказалось, эти поиски были последним погружением Кларка. В 2008 году он отправился к «небесному» Большому рифу.
И, я сижу здесь сейчас, пишу это, я все еще слышу голос Кларка, с его глубоким британским акцентом, читающего конец "Сокровищ Большого рифа": "Ни один театральный художник не мог бы поставить более великолепной сцены. Казалось, мы увидели сердце сказки. И я поймал себя на мысли, когда небесный свет медленно исчезал на западе, что красота впереди не иллюзорна, не просто трюк солнца и облаков, но невероятная реальность, в которую мы попали, овладев недостижимым сокровищем» .