Крушение фрегата Огюст (Auguste), 1761
После поражения французской армии в 1759 году на равнине Авраама (плато севернее Квебека), победители англичане начали трудную задачу депортации военнопленных домой, во Францию.
27 сентября 1761 году, спустя год после капитуляции Монреаля, губернатор Мюррей отправил в изгнание ряд французских чиновников. Он подготовил в их распоряжение full rigged ship – судно, имеющее полное парусное вооружение - корабль «Огюст», под командованием английского капитана Джозефа Ноулза и экипажем из 19 человек. Предводителем изгнанников во французской группе был Сент-Люк де ла Корн, опытный пятидесятилетний купец, солдат и торговец мехом. На момент его депортации он был одним из самых богатых людей в Канаде.
На борт поднялись семьи пяти фамилий, богатейшие феодальные землевладельцы в Канаде, с множеством женщин и детей.
«Огюст» должен был идти на родину безоружным, с поднятым белым флагом, и, имея только карты французского побережья. 12 октября корабль был загружен и готов к плаванию. После некоторых трудностей и задержек, отчасти из-за плохой погоды 28 октября судно покинуло устье Св. Лаврентия.
Выйдя в залив Святого Лаврентия, «Огюст» попал в сильный двухдневный шторм. Несколько пассажиров получили ранения из-за упавшей мачты и такелажа. 6 ноября, загорелся камбуз; экипаж и пассажиры потушили огонь, но корабль сильно обгорел, запасы провизии были уничтожены, и не осталось ничего, кроме сухарей. На 11 ноября, они достигли острова Ньюфаундленд: все, кто имел силы, устроили рыбалку, и поймали не менее двухсот штук. Но у берегов Кейп-Бретон, они встретили еще один шторм. Огибая мыс, они потеряли ориентир и слепо метались, не понимая курса. 14 ноября измученный экипаж лежал в своих гамаках не в состоянии сдвинуться с места, даже под угрозой насилия.
Судно находилось в огромной бухте, полоса земли с обеих сторон. Помощник капитана объявил о решении пристать к берегу: они увидели устье реки, которая который могла быть судоходной.
«Огюст» затонул между двумя и тремя часами пополудни. На корабле имелись две лодки. Сильный удар мгновенно разрушил корабль вдребезги. Меньшая лодка была сброшена в воду. Слуга из прачечной по имени Этьен бросился в шлюпку, капитан и еще кто-то последовали за ним. Сент-Люк схватился за веревку, соскользнул в отверстие, затем с неимоверным усилием приземлился в лодке. Из быстро погружавшегося месива обломков, бывшего кораблем, доносились детские крики: - спаси нас, спаси нас! Увы, они недостаточно сильны, чтобы выжить. На берегу Сент Люк развивает бешеную активность, пытаясь помочь тем, кто пытался вплавь достичь берега. Делая искусственное дыхание, он спасает нескольких мужчин. Но потеряны брат, маленькие сыновья и племянники. Сент-Люк не спит всю ночь, он собирает тела. Сто четырнадцать погибших. С товарищами он перечисляет их имена и воинские звания, и хоронит, как может тех, кого отпустило море.
Только семеро добрались до берега. Это были капитан Ноулз, Сент-Люк, двое солдат, двое слуг, и один отставной солдат-ветеран.
Многие известные канадцы погибли во время крушения, в том числе Шарль Рене Жорди де Виллебон, Луи-де-ла -Корн, шевалье де - ла - Корн. Луи-Жозеф Готье де Ла Верендрай легендарный исследователь юго-запада Америки, первым дошедший до Скалистых гор.
17-го числа собрав все возможно ценное, выброшенное волнами на берег, они покинули пляж. Капитан корабля предполагал, что они в районе бывшей французской крепости Луисбург, которая в действительности находилась в 150 милях к югу. В лютый холод, выжившие люди пересекли Южную гавань и поднялись в горы. Капитан Ноулз уступил командование Сент-Люку, как опытному «выживальщику».
Через девять дней они пришли в поселок Ингониш в Новой Скотии и нашли только брошенные дома и несколько трупов. Этьен тяжело заболел плевритом, решено было оставить его в поселке с солдатом Монье. Выделив им немного муки, сала и печенья, компания двинулась дальше.
На 26-е ноября, Сен-Люк, капитан судна и еще двое солдат двигались, преодолевая 12 сантиметровый снежный покров до дымящейся горы, вздыбившейся, как горбатый кит от залива Ингониш. Все встреченные жилища были пусты. Сент-Люк не знал, что после захвата Луисбурга, английские диверсионные группы уничтожили всех французов рыбацких поселений на Кейп-Бретон и в заливе.
Им потребовалось восемь дней, чтобы пройти 25 миль. Сен-Люк сделал снегоступы для товарищей.
В заливе Св. Анны, они нашли еще один длинный пляж в большой и красивой гавани. В конце был канал, в котором они нашли только заброшенную гнилую ладью, в которой не хватало досок. Капитан предложил отремонтировать ее, но сильный снегопад погасил надежду и деморализовал несчастных.
Провизия закончилась. Капитан был в горячке от растерзанных и обмороженных ног.
Неожиданно они встретили двух индейцев из племени Микмаков. Их появление было встречено радостными воплями и распростертыми объятиями, слезы мешали им говорить. Были слышны только могильные голоса, захлебывающиеся от рыданий, бормочущие слова: «помилуйте! Сжальтесь над нами!»
Спустя еще десять недель, 24 февраля Сент-Люк чудесным образом прибыл в Монреаль, который он покинул четыре месяца назад!
После подписания Парижского договора, Сент-Люку Ла Корн разрешили остаться в Канаде. В 1784 году он умер в возрасте 73 лет в своем доме в Монреале. А его состояние упокоилось на дне Эспри Бэй на две сотни лет, до обнаружения в 1977 году.
Открытие места.
Залив Эспри относительно неглубок, песчаное дно и мощные северо-восточные ветры превращают его в разрушительную вспенивающуюся смесь песка и воды. Из дневника Ла Корна, известно, что корабль развалился и был проглочен песчаной мелью. Последующие действия волн в заливе практически ничего не оставили для археологических поисков.
Из-за важности пассажиров и удивительной истории выживших, «Огюст» - один из самых известных затонувших кораблей Канады. За годы, десятки дайверов и любителей археологии тратили время в поисках обломков, но нашли лишь песок. В 1977 году пески сдвинулись, обнажив несколько фрагментов корабля и артефакты. Следующим летом песок снова начал двигаться назад, покрывая место крушения слоем в несколько метров.
Но за то небольшое время, представленное стихией, место у Мыса Бретон было обследовано командой дайверов во главе с Робертом Маккиннон и Эдом Баррингтоном, морскими археологами из службы парков Канады. Из тысяч кусков дерева, металла и веревок, которые составляют парусное судно, почти ничего не осталось. Водолазы нашли только несколько единиц вооружения, оборудования и оснастки. Некоторые металлические предметы уцелели, но все остальное исчезло.
Во время полевого сезона 1977 и 1978 годов, были обнаружены различные монеты. Эти сокровища составляют примерно 31% от общего числа найденных артефактов. Все монеты машинной чеканки. 753 образца монет из Франции представляли собой наиболее многочисленную группу раскопки. 24 штуки были из золота, 586 монет были отчеканены из серебра, 126 биллонов и 18 медных монет.
Найденные колониальные испанские монеты, в количестве 455 штук, были произведены на четырех колониальных монетных дворах. Все они - серебряные «пиллары». 99% монет имеют номинал в 8 реалов. Наибольшее число – 402 штуки, чеканились в Мехико. Перуанская чеканка из Лимы составляет вторую по величине группу, всего 44. От монетных дворов Гватемалы и Сантьяго в Чили, соответственно, 3 и 1 монета. И пять монет остались неопределенными.
22 монеты из Великобритании, представляют собой третью по величине группу в сборе. Шесть из них были из золота, а остальные 16 были сделаны из меди. Ни одной британской серебряной монеты не было найдено. Португальская и голландская чеканки составили остаток из 5 монет. Все монеты датированы между 1677 и 1759 годами.