С тех пор, как люди построили лодки, вокруг Шетландских островов произошло множество кораблекрушений. Их останки море выбрасывало на берег на пользу местным жителям, но немалую часть оставило себе и хранит на труднодоступной глубине. Долгие времена на основном маршруте из Северной Европы в Атлантику корабли огибали север Великобритании через так называемые Шхеры - низменные и самые восточные острова архипелага. Они представляли особую опасность для путешествия. В непогоду суда тонули, разбиваясь о скалы. Иногда поисковым командам удавалось спасти перевозимые сокровища, но многое оставалось забытым, и казалось, кануло в лету пока не был изобретен акваланг.
Мой рассказ о голландском торговом паруснике «Де Лифде» (нид. De Liefde – «Любовь») ставшем очередной жертвой шетландских рифов.
«Звезда Лимы» - название серии монет происходит от звезды/эмблемы монетного двора Лимы. Это одна из самых редких и уникальных колониальных монет.
В общей сложности из воды было извлечено 9129 монет, из них 71% голландского происхождения. В основном это были риксдаальдеры из объединенных Нидерландов. Хотя попадались и монеты из провинций Испанских Нидерландов (голл.: Spaanse Nederlanden, испанский: Países Bajos Españoles) - семнадцати провинций, которые были под властью Габсбургов после 1482 года. После 1556 они находились под протекторатом испанских Габсбургов. В северных провинциях отделенных от Габсбургов во время войны Восьмидесятилетней (1568-1648) и стали независимыми Соединенными провинциями..
Расследование заняло больше времени, чем три месяца отсутствия Пелсарта и прибытие спасательного судна. Согласно голландскому закону того времени, пытки были разрешены в качестве средства получения признания. Голландские пытки водой выглядели следующим образом. Тканью обматывали шею и лицо подсудимого, на которое лили жидкость, пока он не начинал захлебываться. Это было невыносимо. Некоторые мятежники были подвергнуты пыткам, но большинство, похоже, и сами были готовы рассказать спасателям, что они сделали. Об этом испытании очень придирчиво и детально честный Пелсарт сообщил в своем историческом отчете-журнале.
Просчет с островом Хейса стал одной из ошибок Корнелиса, стоившей ему дороже остальных. Когда огни дали понять что на другом острове есть запасы пресной воды, пришлось начать учитывать значительные и устойчивые ресурсы своего противника. Например, можно было развернуть неожиданную атаку или, по крайней мере, придумать уловку, чтобы нейтрализовать Хейса. Вместо этого Иероним бездействует. И когда он решает, наконец, что-то делать, уже слишком поздно...
Сначала Иероним посвящает «лейтенантов», полдюжины безжалостных лиц, не таких умных, но убежденных логикой Корнелиса, в свою миссию. Они младшие офицеры корабля, солдаты, уже глубоко увязшие в участии в мятеже на первом этапе еще на корабле. Для них прибытие спасательного судна также будет означать смерть. С верной группой молодых убийц, Корнелис начинает систематически убивать, решая проблемы «перенаселения» и ограниченных ресурсов...
Утром 4 июня 1629 года, за два часа до рассвета, «Батавия» на полных парусах наскочила на отмель кораллового рифа относящегося к группе коралловых островов Аброльос (28 ° 30 ю.ш., 113 ° 47 в.д. сегодня это рифы Wallabi), в 61 милях к западу от австралийского континента. Это непроходимый, почти скрытый барьер для кораблей, только несколько футов верхушки атолла видимы во время прилива. Порт Батавия (ныне Джакарта) находится на 1500 миль севернее. Так незаметно для себя голландцы открыли Австралию..
Хоррор-история судна «Батавия» стала известна не столько немалыми затонувшими ценностями, но как чудовищное доказательство потери духовности и морали. Когда социопат – и вместе с этим хороший психолог, получивший возможность неограниченно управлять судьбами попавших к нему в заложники людей, способен извлечь все самое черное из человеческих душ, превратить маленькое сообщество в диких зверей, безумно пожирающих друг друга, удовлетворяя самые низменные желания.
Прошу прощения у читателей статьи за мистические штрихи, нарисованные мной на основе реальных фактов, полученных в процессе переводов и исследования этого дела.
В начале 1990-х годов нумизматический рынок услышал о массивной находке более десяти тысяч «макукинов» чеканки Потоси (пробирщик T = Хуан-де-Тапиа, практически все «макукины» номиналом 8 и 4 реала) в сказочном некоррозированном состоянии, но находившиеся в «сплаве» окаменелой оранжевой глины, которая сохранила в состоянии «монетного двора» поверхности. Многие монеты после извлечения и очистки хранят специфические оттенки и следы этой глины.
Дизайн испанских монет - «ЩИТ», ходивших в обращении во времена гибели флотилии «Тьерра Фирме», назывался так, поскольку включал испанский герб - щит на лицевой стороне и крест, представляющий союз церкви и государства на оборотной стороне. Элементы гравировки между тремя основными монетными дворами, Мехико, Лимой и Потоси, хотя и похожи, имеют некоторые отличительные особенности. Это особенно верно для «мексиканцев» против перуанских монет. Тип «ЩИТ» аверса «макукина» производился ручной чеканкой на монетном дворе в Мехико с 1572 году и до конца производства в 1733 году, когда он был заменен ударным станком.
«Добрый Иисус и Дева Мария Розарио» была караккой в составе флотилии Тьерра Фирме, также затонувшей 6 сентября 1622 года у островов Флорида Кис.
Место крушения привлекло внимание охотников за сокровищами и подводных археологов, когда в 1965 году в глубоководные сети рыбаков, занятых ловом креветки в районе «Драй Тортугас» попал большой керамический кувшин для хранения оливкового масла.
В окрестностях залива Алум (Alum) есть обломки кораблекрушений двадцати кораблей. Наверное, самый известный из них это пинасс «Кампен». Этот корабль был снаряжен голландской Ост-Индской компанией, и в составе флотилии вместе с четырьмя другими судами этого же типа отплыл в Вест-Индию в октябре 1627 года. Спустя два дня после выхода из порта корабли попали в южный шторм и попытались искать укрытия в бухтах западного Солента (пролив)..
Более 900 серебряных слитков должны были перевозиться на борту согласно документации Аточи. Большая часть этого серебра находилась в личной собственности. Руда для большинства слитков была добыта в верхнем Перу (В Потоси или Оруро). Там же и отливались слитки – в специальные литейные формы заливали по 80 фунтов серебра, а после охлаждения выбивали на них серийные номера, каждый из которых должен был быть внесен в документацию на корабельный груз. Затем, от каждого слитка откалывали т.н. «откушенный кусочек» или «укус», который передавался на экспертизу оценщику для определения чистоты серебра в слитке. После анализа состава сплава оценщик ставил на металл печать с качеством (обычно более 99%) в виде специального лейбла или цифры.
Когда Колумб ступил на остров, который он предполагал частью Индии, и поспешил обратно в Испанию, чтобы сообщить об открытии, он присоединил неизведанные территории беспрецедентных масштабов. Менее чем за столетие, испанские конкистадоры и священники, движимые честолюбием, патриотизмом, золотой и религиозной лихорадкой, ринулись осваивать Новый Свет. Пали древние цивилизации Ацтеков, Майя и Инков, так же были порабощены бесчисленные небольшие племена индейцев. Открытые золотые и серебряные рудники в основанных колониях дали несметные богатства. Эпоха власти, завоеваний и пиратства финансировалась из серебра, золота и драгоценных камней, известных как "Сокровища Индии". В четырех крупнейших городах государств Нового Света (Мехико, Лима, Санта-Фе-де-Богота и Потоси) заработали колониальные монетные дворы...
Где-то на удаленном пляже у Ривер Плейт, на противоположной Буэнос-Айресу стороне, где прекрасные дикие лошади безмятежно пасутся рядом с несметными сокровищами, некоторые местные рыбаки и археологи на протяжении многих лет находили некоторые артефакты. Как предполагается, они принадлежат испанскому кораблю, который затонул без следа..
Кен Симпсон и Майк Холл занимались исследованиями и археологическими отчетами о месте крушения в 1975 году. Около 3000 монет были подняты, описаны и проданы через частные аукционы (Ф. Седвик) в музеи. Найденные монеты - макукины, в основном мексиканские, но есть и чеканки от Потоси и Испании. Большая их часть сильно повреждена и истёрта, монеты тонкие от коррозии, и с темной патиной на поверхностях. Поскольку это одно из ранних кораблекрушений, в составе найденного клада есть несколько важных раритетов, которые имеют уникальную информацию устанавливающую инициалы пробирщиков монетного двора в Мехико в тот период (двойные инициалы - надчеканка F над D).
Расположенный в Мозамбикском проливе, известный очень немногим людям, этот крошечный атолл для остального мира даже не существует. Огромное количество судов потерпели в его окрестностях кораблекрушения из-за того, что суша островов атолла то поднимается над уровнем моря, то опускается во время приливов. Но для некоторых Бассас-да-Индия стал синонимом приключений, которые можно найти только после 2-дневного морского путешествия из материкового Виланкалос..
Жаркое побережье Мозамбика украшает старинный португальский Форт Сан-Себастьян (Fortaleza de Sгo Sebastiгo) расположенный на острове в бухте. Это укрепление было одной из сорока восьми крепостей, которые сто лет защищали владычество могущественной Португалии на торговых морских путях от мыса Доброй Надежды через Юго-Восточную Азию до архипелага Солор.
Зловещее, массивное сооружение с неприступными стенами, основание которых грызет океанский прибой, доминирует над Илья-де-Мозамбик и хранит эхо власти португальцев. В крепости расположены дом наместника, казармы и подземная тюрьма с воротами для рабов. В крепости есть и маленькая часовня, которая находится между стенами и водой с 1522 года. Морской ветер по-прежнему овевает это старейшее европейское здание в Южном полушарии..
В 1519 году на побережье Мексики, в месте своей первой высадки в Новом Свете, знаменитым конкистадором Эрнаном Кортесом был основан главный атлантический порт Новой Испании - Ла Вила Рика де ла Веракрус, что в переводе с испанского означает - Богатый порт Животворящего Креста.
9 апреля 1554 года в Веракрус царило оживление. В гавани грузилась большая флотилия, возглавляемая капитаном Антонио Корсо. Корабли взяли на борт множество бочек емкостью более 85000 фунтов (39 000 кг), заполненных серебряными монетами и слитками в форме дисков, которые были отчеканены в Мехико. Общая стоимость грузов превышала два миллиона песо..
Так прозвали это кораблекрушение из-за королевских оттисков – меток ("Золотое руно") на некоторых найденных золотых слитках "пальцах". Практически все серебряные монеты с места этой трагедии были предъявлены мексиканцем Карлосом-Хуана. В том числе несколько раритетов, наиболее важными из которых являются три монеты «Ринкон» «"начальной серии" достоинства 8 реалов 1538 года. Возможно это первые реалы, отчеканенные в Новом Свете (одна из этих трех монет была продана в 2006 году за рекордную цену из всех когда-либо уплаченных на аукционе за испанские колониальные монеты: 373 750 долларов).
В 1507 году Альфо́нсо ди Албуке́рке, смелый и предприимчивый завоеватель, значительно расширивший колониальные владения Португалии, захватил остров Сокотру у входа в Аденский залив. Затем он потопил флот Шаха и устроил резню в городе Ормуз, служившем перевалочным пунктом для товаров, направлявшихся из Азии в Европу. Существовала даже поговорка: «Если мир перстень, то Ормуз его драгоценный камень». Здесь началась славная история каракки «Flor de la mar» (Цветок Моря), которая была построена в Лиссабоне в 1502 году и была одним из лучших кораблей своего времени...
Завоевания Кортеса в Мексике по большей части были импровизацией. Он не был бы Кортесом, не завершив свое завоевание ацтеков в конце 1519 года. Тогда он узнал и о другом крупном и богатом мексиканском государстве на западе, империи Тараско. Во времена испанского завоевания Тараско было вторым по величине государством на территории современной Мексики.
Столица империи, Цинцунцан, располагалась на берегу озера Пацкуааро в современном Мичоакане, в 225 милях к западу от Теночтитлана, бывшей столицы ацтеков. Именно там обосновался тогда Кортес. В 1522 году он стал готовиться к захвату Тараско. В июле Кортес послал авангард сил вторжения на запад под командованием доверенного лейтенанта, капитана Кристобаль-де-Олида...
Это кораблекрушение стало самой большой потерей, которую понес тихоокеанский испанский флот (Spanish South Seas Pacific Fleet). Затонувший "Jesus Maria de la Limpia Concepcion" или "Capitana" был капитанским или "головным" кораблем этого флота. Официальные отчеты сообщают об утрате 3 миллионов песо серебра (2212 слитков, 216 сундуков монет и 22 ящика кованого серебра), дополненной в общей сложности до 10 миллионов, после принятия в счет контрабанды и частных долей. Для сравнения, весь годовой объем производства серебра в Перу в то время составлял около 6-7 миллионов песо!
Ничто, за исключением, быть может, посадки летающей тарелочки на вашем дворе, не может так нарушить равномерное течение жизни, как находка сокровища затонувшего корабля. Мало кто может похвастаться такими трофеями, но я, должен признаться, нахожусь в числе подобных счастливцев.
Прочтите рассказ о приключении, связанном с этими сокровищами. Я не жалею, что участвовал в таком опасном путешествии, тем не менее я никогда бы не согласился повторить его еще раз.
сэр Артур К. Кларк, «Сокровища Большого Рифа».
В походе против французской крепости Луисбург, «Тильбюри» был одним из четырех линейных кораблей (во флоте Холборна их было двадцать), которые имели на борту в общей сложности 34 сундука с серебряными монетами корабельной казны. 58-пушечный HMS «Тильбюри» был заложен на верфи «Портсмут Докьярд» 17 декабря 1742 года. Этот гигант, третий по величине среди кораблей королевского флота, спустили на воду 20 июля 1745 года. В последующие несколько лет «Тильбюри» принял участие в нескольких морских сражениях против флота Людовика.
В конце 1754 года, в попытке заставить французов уйти из Индии раз и навсегда, и обеспечить господство Британской Ост-Индской компании в регионе, Совет Директоров назначил главнокомандующим лорда Клайва – героя обороны Аркота, позже в результате победы над индийско-французской армией его стали называть Бароном Плесси. Полковнику Роберту Клайву предстояло вновь вернуться в Индию. В 1755 году лорд Роберт Клайв снял £ 3000 в золотых монетах чеканки португальской Бразилии со счета в Банке Англии, чтобы финансировать свои деловые предприятия с Ост - Индской компанией. Он погрузил золото на борт Додингтона. Исторические записи показывают, будущий создатель Британской Индии не смог по неким причинам сесть на Додингтон, и таким образом, ему очень повезло взойти на борт "Стретхема", систершипа "Додингтона".
22 августа 1936 года, около полудня, Доминго Гузман спустился к реке, чтобы проверить лески. Находясь там, он заметил что-то блестящее в воде, как солнце, отразилось от металлической поверхности, и нырнул в реку, чтобы посмотреть. Там он обнаружил останки небольшого железного ящика, который он с большими усилиями вытащил на берег. Внутри сундучка было больше 1600 золотых «макукинов», а также золотые цепочки и диадемы. Доминго немедленно схватил некоторые из монет, а затем закопал сундук под землю и положил приметный камень, чтобы не забыть месторасположение (отсюда прочный миф, что это был "подземный клад").
Затем с криками "Мы спасены и богаты! Бог послал нам эти монеты!" Доминго побежал сообщить новость своим двум старших братьям Аристобало и Хорхе. Те уже задумались о причине такого длительного отсутствия Доминго и предположили, что он был съеден кайманом...
2 августа 1993 года, рыболовный траулер с говорящим названием «Ошибка» (порт приписки Паскагоула, штат Миссисипи), управляемый Капитаном Джерри Мерфи, вел промысел в 50 милях к югу от Луизианы. На глубине 300 футов траулер поймал "сетью" препятствие на дне. С замиранием сердца, капитан скомандовал экипажу начать выбирать сеть, чтобы осмотреть повреждения. Но когда дождь серебра посыпался на палубу и члены экипажа стали кричать: "Монеты! Монеты! "
Продолжая тему сокровищ погибших кораблей расскажу об голландском шпигельретуре "Рииджесдолле". Его груз состоявл из восьми сундуков с тридцатью тысячами "Писиз оф эйт", пилларов чеканки Мехико с датировками с 1732 по 1744 год. Что стоит учитывать при составлении коллекции "колумнариос" из морских кладов. Корабли голландской Ост -Индской компании "Рииджесдолл" и "Голландия" дали наиболее обильный материал для аукционов настоящего времени. Коррозия на серебре от морской воды снижает вес и грейд. Но эти монеты в отличие от своих "noname" собратьев, сохранившихся в лучшем качестве, имеют сертификаты, подтверждающие историю и безусловно ценятся дороже. Они притягивают внимание, часто несут отметины своей нелегкой многовековой судьбы. Мне хочется их персонифицировать, дать имена, называть "харизматичными".
Попав в беду, Капитан Ян Келдер в отчаянии приказал выстрелить из пушки, но из-за расстояния, местные жители не могли помочь погибающей Голландии. Вероятно название «Утес Канонира» происходит от этого события. Голландия развернулась после удара о скалу, в попытке искать убежище в восточной части островов, чтобы укрыться от штормового ветра но не смогла преодолеть и мили, затонув в течение получаса. Все утонули.
«Огюст» затонул между двумя и тремя часами пополудни. На корабле имелись две лодки. Сильный удар мгновенно разрушил корабль вдребезги. Меньшая лодка была сброшена в воду. Слуга из прачечной по имени Этьен бросился в шлюпку, капитан и еще кто-то последовали за ним. Сент-Люк схватился за веревку, соскользнул в отверстие, затем с неимоверным усилием приземлился в лодке. Из быстро погружавшегося месива обломков, бывшего кораблем, доносились детские крики: - спаси нас, спаси нас! Увы, они недостаточно достаточно сильны, чтобы выжить...
Чтобы завершить историю «Санта-Марии-де-ла Консоласион», галеона отставшего от Армада-дель-Сур (Флот Южного моря) и затонувшего от удара о рифы возле Гуаякиля, расскажу о монетах, найденных на месте крушения.
В 1680 году корабли английских пиратов плавали вдоль западного побережья Южной Америки, в известном тогда, как Южном море, сея ужас и разрушения для испанских кораблей и поселений. Бартоломью Шарп, эксперт и штурман, ставший также и капитаном, вел дневник путешествия и описывал свои "подвиги". Однако когда Шарп вернулся в Англию в 1682 году, он предстал перед судом за пиратство и убийства, но был помилован королем Карлом II после передачи документа, который имел большую ценность: рукописный журнал, содержащий перенесенные в него сведениями от секретных навигационных карт, добытых на испанском галеоне Санта-Росарио. "…Испанцы попытались выбросить документы за борт",- пишет Шарп в своем журнале, "… но мои люди не дали выполнить приказ испанского капитана".
Катастрофа флотилии Tierra Firme в 1622 году.
• "Dry Tortugaswreck" (1622 г.)
• "Atocha" (1622)
• "Margarita" (1622)
Гибель галеонов Нуэстра Сеньора дель Росарио, Нуэстра Сеньора де Аточа и Санта-Маргарита.
60-пушечный Галеон «Сантиссима Сакраменто» (Благословенное Таинство) был по словам летописца Себастьяна де Роша Пита, "... одним из лучших кораблей в Португалии в то время". Ужасный шторм, разразившийся в ночь на 5 мая 1668 года швырнул португальский галеон на песчаную отмель в «Заливе всех Святых» (Baía de Todos os Santos, Brazil), где несчастное судно перевернулось и затонуло, похоронив с собой в морской могиле около четырёхсот человек. «Сакраменто» был военным судном, но в его грузе было некоторое количество текстиля и небольшое количество монет с колониальными надчеканками. Найденные монеты в 200 и 400 рейсов стали редким подтверждением чеканки минта Эворы.
8 января 1740 года, корабль управляемый капитаном Даниэлем Ронсиейсом (Ronzieres) отплыл из Батавии (старое название Голландии), вместе с тремя другими судами, записанными в архивах как Рождественская флотилия. Путешествие не стало долгим. На следующий день после выхода из Текселя «Роосвейк» был пойман в сильный шторм. Быстрое течение узкого пролива понесло его к зыбучим пескам «Гудвин Сэндс» прозванным «пожирателями» кораблей, неподалеку от юго-восточного побережья Англии. Погода была настолько плохой, что лодочники из прибрежного городка Рамсгита не рискнули искать выживших людей или груз. Там и не осталось живых. Потеря «Роосвейка» стала финансовым бедствием для голландской Ост-Индской компании. Голландцы предлагали награду за успешную спасательную операцию, но никому не удалось найти останки кораблекрушения. «Роосвейк» и его сокровища остались под несколькими футами песка на 265 лет.