Перевод статьи Томаса Делори.
С определенных точек зрения, карьера Джорджа Т. Моргана в качестве Гравера Монетного Двора Соединенных Штатов Америки не является особо впечатляющей. Застряв на должности ассистента гравера, он спроектировал дизайн лишь одной массовой монеты для постоянного обращения в США за 49 лет постоянной службы. Он смог получить повышение до Шефа-Гравера (главного гравера) лишь после того как нехватка таланта и воображения у его предшественника привела к тому, что дизайн новых монет не соответствовал высоким стандартам Монетного Двора и его прославленных дизайнеров, таких как Август Сент-Гауденс и Виктор Д. Бреннер.
Однако та единственная монета, которую создал Дж. Морган – одноименный «Моргановский Доллар», является, возможно, самой известной монетой США на сегодня.
Родившийся в Бирмингеме, Англия в 1845 году, Морган посещал Бирмингемскую Школу Искусств и выиграл стипендию на обучение в Школе Искусств Саут Кенсингтона. Он работал ассистентом под руководством Вайонсов на Британском Королевском Монетном Дворе, и добился бы большого успеха в Тауэр Минте, если бы не установившаяся там на поколения династия Вайонсов.
Морган появился на монетном дворе Филадельфии в 1876 году в качестве «Специального Гравера», подчиняясь напрямую директору монетного двора Генри Р. Линдерману, чей офис был переведен в Вашингтон в 1873 году. Учитывая, что в то время в монетном дворе Филадельфии царила воистину византийская политика и интриги, с кумовством и господством могущественных кланов, можно задаться вопросом, как отреагировали 69-летний Шеф-Гравер Вильям Барбер и его сын, Помощник Гравера Чарльз Барбер на такое внезапное появление Моргана.
Сами Барберы также прибыли в Новый Свет из Англии и были потомственной семьей граверов. Вдохновленные примером Вайонсов, где сын следовал за отцом на посту Шефа-Гравера, они не сомневались, что могут создать такую же династию в Американском Монетном Дворе. Однако, Линдерман был недоволен качеством американских монет и не лучшим состоянием их обращения на рынке, и поэтому хотел, чтобы кто-то новый попробовал свои силы в их улучшении.
Во время Гражданской Войны, большинство американских золотых и серебряных монет исчезло из обращения в США, ими обменивались по бартеру или вывозили морем из страны. Люди стремились копить и прятать монеты из ценных металлов, в то время при необходимости расплачивались обесценивающимися «зелененькими» - так назывались американские бумажные деньги, которые печатались для покрытия военных расходов.
В определенный момент во время войны американская 10-долларовая монета стоила 35 долларов в бумажных деньгах. Валюта дробных номиналов и новые маленькие монеты, такие как бронзовые одна и двух центовые монеты и медно-никелевые 3 и 5 центовики отвечали потребностям мелкой ежедневной торговли, в то время как серебряные монеты можно было только выменять у монетных брокеров, заплатив им большой процент надбавки.
К 1876 году американское Министерство Финансов весьма преуспело в восстановления порядка в экономике и финансовой системе, и могло выплачивать серебряные монеты по номиналу за бумажные деньги, что привело к большому увеличению чеканки монет в 1875-77 годах. Однако, к удивлению министерства Финансов, рынок очень быстро наводнился более старыми серебряными монетами. Даже серебряные монеты дробных номиналов датированные ранее 1853 года, которые пропали из обращения еще задолго до войны поскольку были на 7% тяжелее более поздних монет, вернулись в обращение. Обнаружение больших месторождений серебряной руды в Неваде обрушило рынок серебра, что сделало стоимость серебряных монет по номиналу выше, чем стоимость ценного металла в них.
Линдерман, столкнувшись с этой ситуацией, принял решение, что наводнившие рынок старые, изношенные монеты должны переплавляться в новые монеты, и на смену старым дизайнам должна прийти совершенно новая линейка монет. Видимо совершенно не впечатленный работой Вильяма Барбера над предыдущим Серебряным Стандартом 1869-70 и вопиющим плагиатом с различных вариантов дизайна «Сидящей Свободы» Гобрехта и Лонграца 1870-71, и возможно под влиянием неудачи Торгового Доллара 1873 года Барбера (хотя и во многом по независящим от него причинам), и Двадцати Центовой монеты 1875 (также работы Барбера), Линдерман привлек Моргана к разработке нового дизайна.
Справедливости ради, необходимо отметить, что Вильям создал потрясающий шаблон «Амазонки» для серебряных монет с тем же типом реверса, что и на некоторых сериях золотых монет. Также его шаблон «Голова Пловца», использовавшийся в различных линейках серебряных и золотых монет с 1875 по 1877, среди которых есть одни из моих любимых монет. Тем не менее судя по всему Линдерман решил отказаться от Барберов. Если бы Линдерман оставался бы на посту, он несомненно бы предпочел передать должность Шефа Гравера Моргану, однако он сам умер за шесть месяцев до смерти Вильяма в 1879 и пост Шефа Гравера достался сыну Вильяма – Чарльзу.
В результате соревнования между Морганом и обоими Барберами в 1876-77 годах (Дэвид Новосельский в шутку сравнивал их со «скачками»), родились одни из самых захватывающих образцов американских монет, в основном в размере полдоллара – наибольший номинал серебряной монеты, чеканившийся в то время (не считая Торгового Доллара, который однако, чеканился только на экспорт). Это соревнование заставляло дизайнеров демонстрировать свои лучшие таланты, чтобы «опередить» конкурента.
Описание всех серий заняло слишком много времени, читателям заинтересованных в больших подробностях я рекомендую обратить внимание на следующие книги: «Образцы Американских монет, экспериментальные и пробные образцы» Др. Дж. Хьюитта Джадда, «Мир Монет, сравнительный каталог и энциклопедия монет США» Дэвида Т. Александра, и мою собственную работу, «Шаблоны Американских монет и смежные вопросы» (под редакторством?) Эндрю В. Поллока, III.
Возможно, из-за бюрократической инертности ни один из этих дизайнов не использовался в дробных номиналов к концу 1877, и к тому моменту стало ясно, что количество старых монет превышает все допустимые пределы. Министерство Финансов, из-за нехватки новых монет мелких номиналов было вынуждено пускать в банковский и торговый оборот тонны старых серебряных монет, хранившихся до этого у них на складах.
Производство, пятаков, куотеров и пол долларовых монет снизилось до всего нескольких тысяч в год, в результате чего Монетный Двор мог продавать эти монеты в качестве Пруф-наборов с заметной наценкой выше номинальной стоимости. Нормальные объемы чеканки были восстановлены только после того как весь излишек (старых монет?) был израсходован для пятаков в 1882, для куотеров в 1891 и для полу долларовых монет в 1891. После этого дизайн этих номиналов был сменен на уже упомянутую голову работы Барбера начиная с 1892.
Однако наглая политическая игра серебряного лобби, начавшаяся в 1877 году и развернувшаяся в полную силу в 1878, обеспечила бессмертие дизайну Моргана. 28 Февраля 1878 году, акт Бланда-Алисона, проведенный Представителем Ричардом П. Бландом от Миссури и сенатора Вильяма Б. Элисона обрел законную силу, преодолев вето Президента Рутерфорда Б. Хаеса. В окончательном своем виде, Акт требовал от Министерства Финансов США закупать от 2 до 4 миллиона долларов серебром каждый месяц, для чеканки серебряных монет для открытого рынка.
С политической точки зрения за принятием этого акта стояли западные горнодобывающие штаты, которые сильно пострадали из-за недавнего обрушения серебряного рынка (причиной которого во многом были их собственные непомерно огромные объемы добычи), а основной провозглашаемой целью – помощь фермерам с помощью предоставления им значительного количества денежной массы в виде новых отчеканенных долларов. В действительности же эти доллары довольно плохо обращались на рынке по причине их довольно большого веса (и соответственно неудобства их использования), а также по причине широкого распространения «серебряных сертификатов», которые обеспечивались серебром, и были гораздо удобнее для обращения.
Проницательно предугадав принятие акта, Линдерман поручил Моргану и Вильяму Барберу в октябре 1877 года подготовить образец гравировки для новой линейки долларовых монет. Выбрав один из нескольких эскизов Моргана для дальнейшей работы, Линдерман позволил Барберу как
Шефу Граверу утвердить это дизайн.
При этом Барбер подготовил собственную новую версию головы Свободы для участия во втором этапе конкурса, и, по мнению тогдашних нумизматов (впрочем, наверняка находившихся под влиянием фракции Барбера в Филадельфии) его дизайн превосходил работы Моргана. Однако имея такого покровителя в Монетном Дворе как Линдермана, Морган не мог проиграть. После нескольких изменений по просьбе Линдермана, первые «Пруфы» нового доллара Моргана были отчеканены – 12 марта, еще за две недели до окончательного принятия закона, утверждающего их производство. Первая отчеканенная монета была представлена президенту Хаесу, несмотря на то, что он наложил вето на закон о ее производстве.
К сожалению, первые штампы нового доллара были несколько неудачными. Согласно мифу, некоторые орнитологи заявили, что восемь перьев в хвосте орла на реверсе монеты являются ошибкой, т.к. в природе у орлов всегда нечетное количество перьев в хвосте. Кроме того, монеты имели много дефектов чеканки.
Эти проблемы были исправлены с новыми штемпелями, которые имели более точный рельеф и изображали 7 перьев у орла. Вместе с новыми штемпелями использовалось и некоторое количество старых, но уже исправленных штемпелей. Несмотря на то, что оригинальный штамп на штемпеле стирался, на большинстве монет этих штемпелей (но не на всех) присутствуют остатки оригинальных перьев, проглядывающие сквозь новые перья. Общепринятое название для таких монет – “7/8TF” (семь восемь перьев хвоста), хотя некоторые педанты считают, что обозначение «8» неверно, т.к. ни у одной монеты нет полноценных 8 перьев. На мой взгляд, подобное название – дань уважения к оригинальному дизайну.
Однако новые штемпели имели слишком низкий рельеф, и в результате потребовался новый набор штемпелей, который появился в конце 1878. Основным отличием этих штемпелей является угол оперения стрел в клюве орла и четкость шеи орла, которая была несколько плоской на двух предыдущих штемпелях. Некоторые из старых низко рельефных штемпелей 7TF использовались на Монетном Дворе Сан-Франциско в 1879 и в Карсон Сити в 1880, после чего вплоть до приостановки чеканки в 1904 году использовались исключительно высоко рельефные штемпели.
По причине ухудшающегося здоровья, Линдерман покинул пост директора Монетного Двора в конце 1878 года, и Морган был понижен до Помощника Гравера при Барберах. Чарльз Барбер получил должность Шефа Гравера в 1879 и продолжил работу над дизайном Головы Свободы для пяти центов 1883 года, а также над дизайном Головы Свободы «Барбера» для пятака, куотера и полу доллара 1892 года. Оба гравера также участвовали в разработке дизайна многих памятных монет, медалей и т.п.
Барбер умер в 1917 году в возрасте 77 лет, застав то время, когда его пятицентовая монета сменялась Индейской Головой 1913 Джеймса Эрла Фрейзера, а серебряные монеты заменялись Пятаком и Полудолларом Адольфа А. Веймана и Куотером Германа Макнила в 1916 году. Только тогда Морган смог занять пост Шефа Гравера в свои 72 года.
Поскольку Министерство Финансов приняло решение о переплавке около 270 миллионов серебряных долларов, в основном линейки Моргана для обеспечения займа Англии, в 1921 году чеканка моргановских долларов возобновилась для восполнения этого количества монет. Как только необходимое количество монет был отчеканено, чеканка продолжалась для обеспечения Серебряных Сертификатов Серии 1923 года.
Когда чеканка долларов серии Моргана было приостановлено вследствие истечения нормативно-правовых актов (политические обстоятельства этой ситуации здесь не будут рассмотрены), большое количество только изготовленных монет и все штемпеля были уничтожены. Когда в 1921 году необходимо было возобновить чеканку, Морган принялся восстанавливать оригинальные штемпеля 1878 года, однако рельефность новых штемпелей оставляла желать лучшего. После того, как в 1921 году было отчеканено 86 миллионов моргановских долларов, производство было вновь остановлено, для чеканки Долларов Мира – памятных монет посвященных окончанию Первой Мировой войны. Дизайн этой монеты оказался настолько популярным, что был адаптирован для обычной монеты в 1922 году, хотя и с меньшим рельефом, нежели в памятных монетах 1921 года.
Морган умер 4 января 1925 года, и вместе с ним ушла красочная эпоха граверов классического стиля, над которыми стояли классические политики. Новые монеты чеканятся с использованием более продвинутых технологий, однако начиная с 1921 года с каждой новой монетой, дизайн становился все более непримечательным. К сожалению, Монетный Двор США больше не имеет должности Шефа Гравера и новые монеты и вполовину не так хороши, как доллары 1870-х годов.