«Хватит смотреть на мир глазами Сенкевича!» - шутил, когда то Жванецкий. Конечно, что может быть лучше личных впечатлений? Своими глазами увидеть коллекции музеев. У любого стенда провести столько времени, сколько хочется. Особенно если владеете испанским и португальским языками.
А еще можно послушать эмоционального, колоритного местного экскурсовода и прочитать интересные описания.
Увы, поскольку не у всех есть возможности и условия для поездки в страны Латинской и Южной Америки. Что делать тем, кто языкам не обучен, а взять из сети необходимое не хватает навыков и терпения?…
Разбираясь с чеканкой Новой Испании, пришлось совершить множество виртуальных экскурсий. Спасибо администраторам музеев, любезно отвечавшим на мои запросы и предоставлявшим разъяснения, когда это требовалось. Материалы копились, и однажды мне намекнули, что пора обобщить и поделиться. Все представленные монеты в материалах из коллекций национальных музеев.
В моих обзорах пока будут четыре темы:
La Casa de Moneda de México – Музей монетного двора Мехико;
Casa de Moneda de Bogotá – Музей нумизматики Банка Республики Колумбия;
CNM (Casa Nacional de Moneda) – Лима, Перу;
И Музей нумизматики монетного двора в г.Потоси, Боливия.
Итак, начать будет правильнее всего с монетного двора в Мексике, поскольку он основан в 1535 году и является старейшим в Америке…
И здесь скажу особенное спасибо журналистке Маргарет Меткалф, любезно предоставившей специально для моего блога эксклюзивные фотографии из Музея Нумизматики Мехико! Спасибо гидам, проводящим экскурсию для мексиканских школьников, которую удалось подслушать и перевести.
…Известно, что конкистадор Эрнан Кортес, тайком от губернатора Кубы с малой флотилией и горсткой отчаянных парней высадился на мексиканское побережье Нового Света в местечке, которое он назвал Вера Крус. Могущественная и многочисленная цивилизация ацтеков не устояла перед гордым рыжебородым предводителем в сияющих вороненой сталью доспехах. Похожий на мифического бога Кетсалькоатля, появившийся точно по времени предсказания ацтекского календаря, Кортес перевернул и перекроил историю будущей Америки. Многое изменилось с тех пор. Наследники Монтесумы и Кортеса построили новый город на месте высохшего и исчезнувшего в подземных хранилищах и тоннелях гигантского озера Тескоко. Центр Мехико стоит на корнях ушедшего в глубину древнего города Теночтитлана. Земля до поры хранит свои секреты, понемногу открывая их искателям. Многие из находок приносят в музей Культуры, и эти коллекции стоят того, чтобы смотреть и удивляться.
Музей Культуры, адрес: Moneda No. 13 | Centro Historico, Mexico City, Mexico
Знаменитый Солнечный камень, который часто и неправильно называют календарем ацтеков, хотя таковым не является, был высечен на базальтовом монолите, добытом из лавовых отложений вулкана Кситли, примерно в 1512 году к югу от Мехико в долине Хочимилько. По приказу Монтесумы Второго он был доставлен в Теночтитлан, но при транспортировке упал с моста, ведущего в город. Усилиями тысяч людей он был доставлен к главной пирамиде Темпло Майор. Этот артефакт пережил семь перемещений в своей истории. После падения Теночтитлана, столицы империи ацтеков, испанцы начали искоренять все, что напоминало о варварских жертвоприношениях. По приказу второго архиепископа Мексики Алонсо де Монтуфара камень закопали. Почти два столетия спустя, в 1790 году, во время работ по обустройству канализации и тротуаров камень Солнца был найден. Долгое время он находился у западной башни Кафедрального Собора Мехико. Его снова «теряли», заваливая мусором, во время американской оккупации солдаты армии США использовали его в качестве мишени для стрельбы. В августе 1855 года он был переведен в галерею Археологического музея монолитов (бывшего Каса де Монеда) на Монетную улицу. Многие известные люди позировали рядом с ним при наступлении эры фотографии. Глыба имеет вес в 24.5 тонны и диаметр 3.6 метра и стоит посмотреть пару памятных фотографий, как команда из 21 человека ее вытаскивала через главный вход и здания старого монетного двора - Музея Культуры 25 июня 1964 года для перемещения на новое место – в Национальный музей антропологии, построенный в парке Чапультепек.
На фото: Из центрального входа Музея Культуры выносят знаменитый каменный Камень Солнца ацтеков.
Но до того как в этом здании был открыт музей, здесь три столетия звенел металл под ударами чеканов, а затем машинных прессов. Постоим перед дверями величественного Каса-де-Монеда на Монетной улице номер 13. Над порталом с массивными дверьми вывеска «новодел», середины 20 века - MUSEO NACIONAL DE LAS CULTURAS. На портале римским шрифтом вырезан загадочный текст... Поскольку найти источников об этой надписи не получилось, я попробовал расшифровать самостоятельно, достигнув частичного прогресса. Две колонки слов соединились в последовательную надпись:
ReyNando en las Espanas (Король, правящий в Испании) La C.M. Del S.D. (Богом хранимый) Phelipe V (Филипп V) Siendo Virrey (будучи вице-королем или как наместник) de este R noel (королевской фамилии/семьи) Ex. S.D. Juan de Acuna Marquez de Casa fuerte se dio principa (Маркиз Хуан-де-Акуна, глава Дома Фуэрте),
esta R Obra y se acabo a el septimo mes de su fallecim Governando ( исполняющий работу семь месяцев за умершего губернатора) el Ex. S.D. Juan Ant Vizzarron (Хуан Антонио де Визаррон, будущий вице- король Новой Испании) Arzpo Virrey (как архиепископ),
Yexerciendo de superintendante (Управляющий Монетного Двора) Juez Privativo (Эксклюзивный судья с привилегиями) de esta R. Casa (этого королевского учреждения) el S.D. Joseph Frnz Veitia Linage (Хосе Фернандес Веития Линаге) del Concejo de Sv. Magestad y su Oydor de sta Real Audiencia Ano de M.D.CC.XXXIV. (Совет его Величества, Магистрат судей - в чьих руках концентрировалась исполнительная и законодательная власть Вице-Королевства, Королевская Аудиенсия (суд апелляционной инстанции) в год 1734-й.
Ну и раз уж удалось опознать этих выдающихся личностей в надписи, расскажу немного об их биографиях.
Хуан-де-Акуна у Бехарано, маркиз Casa Фуэрте был испанским военным офицером и вице-королем Новой Испании и Креолом - испанцем, родившимся в Новом Свете, в Лиме в 1658 году. В молодом возрасте вступил в армию, где дослужился до генерала от артиллерии. Был губернатором Мессины (Сицилия), рыцарем ордена Сантьяго. Он был военачальником провинций Арагона и Майорки, и наконец, с 15 октября, 1722 года вице-королем, генерал-капитаном и президентом Аудиенсии Новой Испании, одним из очень немногих уроженцев Нового Света, которые достигли положения наместника в Латинской Америке.. Народ его любил за честность, трудолюбие и справедливость. Вицерой Хуан-де-Акуна выбирал своих чиновников с учетом их способностей, а не влияния. Хуан-де-Акуна ограничил действия инквизиции, обвиняя ее в неправильных и несправедливых судебных разбирательствах.
Прибыв на должность, маркиз обнаружил пустую казну и большой государственный долг. Рьяно взявшись за финансы колонии, он увеличил арендную плату с одного миллиона песо в год, до восьми. По его приказу началось литье пушек в Орисабе (Веракрус), это позволило перевооружить форты и береговую охрану гарнизонов на Сан-Хуан-де-Улуа, Исла-дель-Кармен, Веракрус и в заливах Эспириту-Санто и Пенсакола. Модернизация шахт в Пачука (Hidalgo), значительно улучшила объёмы разработки глубоких руд…
В 1730 году он распорядился модернизировать монетный двор в Мехико, уже известный всем мире за качество монет производимых с жесткими стандартами веса и пробы. В 1730 году монетный двор выпустил более десяти миллионов песо серебра и 151,560 золотую монету. Как следствие его честности и хорошего управления, в 1727 году срок его полномочий был продлен на три года. Он хотел уйти в отставку, после перенесенного паралича в правой руке, что мешало ему подписывать свои распоряжения, но король пожаловал ему право подписи штампом, единственному наместнику, получившему такую привилегию. Маркиз скончался в столице колонии 17 марта, 1734, о смерти упоминается в надписи на каменном портале минта Мехико.
После смерти прежнего наместника Маркиза Касафуэрте архиепископ Мексики Хуан Антонио де Визаррон Эугиаретта, стал следующим вице-королем Новой Испании (с 1734 года по 1740). Во время его правления в Мексике случилось много ужасных неприятностей. Сначала сильное наводнение 1735 года уничтожило Сан-Агустин во Флориде. А 1736 год стал просто катастрофичным для Новой Испании. Ураганные ветры корчевали леса, срывали крыши вместе с флюгерами и крестами на зданиях. Появилась комета, вызвавшая панику среди населения, предвещая еще большие бедствия. И они не заставили себя ждать. Разразилась эпидемия болезни «матлазауатль» (matlazáhuatl). Скорее всего, это была оспа или желтая лихорадка. Визаррон Эугиаретта пытался смягчить последствия эпидемии, которая, унесла жизни двух третей населения столицы. Погибли десятки тысяч людей, в основном индейцев, во многих городах и селах. Для борьбы с «чумой», вице-король приказал отдать многие общественные здания под больницы.
В 1737 году среди племен Гуама и Пима объявился религиозный пророк. Это было Агустин Аскачул, который утверждал, что бог Монтесума явился ему и назвал его пророком. Он призвал индейцев следовать за ним на новые места, чтобы поклониться Богу. Более пяти тысяч индейцев покинули свои дома, чтобы следовать за Пророком. Это было расценено как бунт, который был подавлен, а «пророк» повешен. Затем при поддержке и науськивании британцев начались восстания индейцев в Калифорнии и Гватемале. Пиратство и контрабанда англичан, а также объявление войны ими Испании в 1739 году также доставляли много хлопот и усилий по наведению порядка и укреплению форпостов во владениях Новой Испании.
При архиепископе Визарроне была завершена реконструкция монетного двора. И он отправил два миллиона песо в Испанию для восстановления Королевского дворца в Мадриде, разрушенного пожаром в 1734 году.
В 1736 году в Аризоне были обнаружены новые серебряные рудники, позволившие увеличить добычу.
Про смотрителя Монетного двора Хосе Веитию Линаге мало, что удалось найти. Известно, что он был сборщиком налогов и адвокатом до назначения суперинтендантом в Каса де Монеда. Реконструкция и модернизация производства с установкой нового оборудования для плавки, рафинирования, проката, чеканки и гурчения проходила под его непосредственным управлением.
Историк Хосе мануэль Собрино писал, что производство монет было запущено 29 марта 1732 года. На этой торжественной церемонии присутствовал и Вице-король маркиз Касафуэрте. Работники, обслуживающие пресс, смогли добиться удивительной для того времени скорости штамповки “от четырех до шести штук в минуту". В следующие дни на прессе были проверены штемпели девяти различных типов монет - четырех золотых и пяти серебряных.
К сожалению, в 1847 году оккупационная армия США уничтожила легендарный монетный двор. Большая часть оборудования погибла или была вывезена из страны. Через несколько лет неподалеку от старого места открылся новый Casa de Moneda de México (1850-1992) и в настоящее время здесь располагается Музей нумизматики, в нескольких шагах от площади Пласа-дель Эстудиантэ в самом сердце исторического центра на улице Калле дель Апартадо, 13. Туда мы и отправимся на экскурсию… Это неподалеку, нужно пройти всего шесть кварталов… М-да, исторический центр, можно сказать сердце города, но виды очень экзотические.
Монетный двор Каса-дель-Апартадо (1847-1992гг.) Calle Del Apartado 13 | Вход с улицы Calle Republica de Bolivia, Mexico City 06020, Mexico.
...Через десять минут мы уже подошли к впечатляющему зданию Апартадо за высоченными стенами и без окон и наткнулись на бронированную могучую дверь трехметровой высоты. Что-же за ней? Однако, все очень прилично и торжественно. Мексиканцы любят свои музеи больше улиц.
Примечание: если соберетесь отправиться в музей, имейте в виду, что осмотреть экспозиции можно только по записи! Но наша виртуальная экскурсия без препятствий продолжается.
Проведя нас через уютный внутренний дворик, окруженный колоннадой в испанском стиле, управляющий и летописец музея Сальвадор Гарсия Лима торжественно и неспешно отворяет тяжелые ворота в литейный цех, впечатляющий размерами - Площадь около 500 м2 и высотой 16 метров. Огромный зал разделен на три нефа, покрытых куполами, почерневшими от копоти, исходящей десятилетиями от печей. Художники и реставраторы постарались и воссоздали удивительную атмосферу старинного производства. Полный эффект присутствия. Все в рабочем состоянии. В Литейном цехе монетного двора металлы расплавлялись и смешивались в открытых печах при температурах до 1300 ° С., затем металл отправлялся в пресс-формы для слитков золота и серебра. Представьте себе суровых людей, которые работали здесь, помешивая сплавы в печах металлическими гребками. Температура в помещении достигала 56 градусов.
Расплавленный металл из печей заливали в двойные барабаны, при револьверном вращении соединявшиеся в формы для литья. Их изобрел инженер Бартоломе Вергара в 1905 году и такая технология была настолько эффективна, что оставалась в эксплуатации до 1992 года.
От литейного цеха следуем траектории пути за тележками запряженными мулами. Мулов использовали до 1936 года (когда умер последний, которого звали Филомен). Так перевозились полосы – слитки. Мы заходим в зал “Эстебана Хименес Калиекак”, где сам Дон Эстебан берет слово. Старейший основатель музея (89 лет), в марте этого года его стаж составит 73 года непрерывного труда на монетном дворе, а с 1992 года он поддерживает работу всего оборудования, оказывая, неоценимый вклад в сохранение и популяризацию музея монетного двора. |
Дон Эстебан объясняет, как полосы 30 см в длину и один в толщину пропускали через несколько различных прокатных станов до достижения толщины, необходимой для чеканки, удлиняя пропорционально до двухметровой длины.
Экскурсия включает в себя демонстрацию новых электрических двигателей. В 1905 году работники приступили к эксплуатации обновленных машин, которые до этого действовали с помощью силы пара. При активации выключателя на силовом щите прокатный стан пробуждается, наполняя пространство лязгом и грохотом, и можно представить шум, при одновременной работе всех механизмов.
Следующим шагом, после того, как листы разрезали на полосы необходимого размера, была вырубка дисков, заготовок для чеканки. У пресса-«коспелео» для вырубки, Дон Эстебан демонстрирует свое мастерство, вручную перемещая ленту, после каждого удара пресса, перфорирующего «плашки» из ленты и ловко избегая брака в виде “полумесяцев”.
“La bailarina” (Танцовщица) и ее работа.
Экскурсия продолжается от печей отжига, где наш гид разъясняет, что давление, создаваемое в процессе прокатки и вырубки, закаляет металл. Заготовки не должны подвергаться воздействию высоких температур, чтобы не восстановилась их пластичность. Примеси, которые прилипают к «плашкам» в процессах отжига и вырубки в следующем зале удаляются с помощью специальных кислотных ванн, где их вручную продолжали «отстирывать», используя мочалки из волокна агавы с применением моющих средств, включая - широко используемые бабушками в быту для чистки. Уже чистые и отполированные, заготовки снова попадали под пресс для получения канта, который призван защищать рельеф монет.
Теперь мы подходим к кульминации, в которой встречается искусство и производство, когда заготовки превращаются в медали. Собравшимся вокруг “балерины”, посетителям музея предложено объяснение, как работники дали это имя древнему прессу для чеканки, совершавшему своей работой - начиная с 1823 года – ритмические, танцующие движения и звонкий стук штампов, превращающих стороны плашки в рисунки и рельефы, которые передают металлу искусство граверов.
С удовольствием от того, что есть возможность «оживить» рабочим шумом стены старого монетного двора, Дон Эстебан отчеканивает на «балерине» по одному экземпляру медали каждому посетителю.
Продолжение следует…